Все о тюнинге авто

Боевое знамя вмф. Морские флаги

1 (11) декабря 1699 года государь Петр I Алексеевич учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. Главное корабельное знамя Российского ВМФ представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, которые образуют косой крест. Свой выбор царь объяснил тем, что именно от апостола Андрея Первозванного Русь впервые приняла святое крещение, и он стал её небесным покровителем, и таким образом, Петру хотелось увековечить имя святого.

Символика Андреевского флага имеет глубокие корни. Один из учеников Иисуса Христа был Андрей - родной брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона), покровителя царя Петра I. Согласно Евангелию, оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели непосредственное отношение к морю. Андрей был первым призван Иисусом Христом в ученики и поэтому был назван Первозванным. Согласно некоторым источникам, Андрей был направлен для миссионерской деятельности в Скифию (Северное Причерноморье). В ряде русских источниках сообщается о путешествии апостола из Крыма в Рим через Ладогу. Рассказывается, что Андрей сделав остановку на возвышенностях у Днепра, где будет основан Киев, сообщил ученикам, что здесь воссияет благодать Божия и будет основан великий город. Он поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. Затем он посетил и северные земли Руси, удивляясь обычаю славян, которые моясь в банях, били себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и ледяной водой. Некоторые источники сообщают о дальнейшем пути апостола Андрея на север, где он поставил крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и посещении острова Валаам. В то же время надо отметить, что многие авторы, в том числе православные церковные историки, ставят под сомнение существование этого путешествия.

Одно известно точно, апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник и проповедник христианства. Деятельность миссионера была тесно связана с морем. «Золотая легенда» (собрание христианских легенд и житий святых, написанное в 13 столетии) сообщает о спасении и даже воскрешении 40 путешественников, которые морем направлялись к апостолу, но были погублены штормом (в другом варианте сообщается об успокоении моря молитвой). Этим можно объяснить почитание Андрея Первозванного как покровителя мореходов. Его жизнь была завершена мученической смертью - распятием на косом кресте (который и получил имя апостола).

Почитание в Российском государстве апостола Андрея и особое отношение к нему царя Петра Алексеевича выразилось и в том, что в 1698 году был учрежден первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Основной частью ордена был образ апостола Андрея, распятого на косом кресте. Андреевский орден на голубой ленте до 1917 года оставался главной и самой почитаемой наградой в Российской империи (с 1998 года высшая награда Российской Федерации). Также надо отметить, что символика Андреевского флага шла ещё от отца Петра – царя Алексея Михайловича, который учредил для построенного при нём корабля «Орёл» особый флаг – бело-сине-красное полотнище с двуглавым червлёным орлом.

Став царем, Петр Алексеевич большое внимание уделил разработкам рисунков флага российского флота. Так, в 1692 году было создано два эскиза. Один - с тремя горизонтальными полосами и подписью: «белая», «синяя», и «красная». Второй рисунков - указываются тех же цвета с «наложенным» на них Андреевским крестом. В 1693 и 1695 годы флаг второго проекта был занесен в ряд европейских атласов как «флаг Московии». Надо сказать, что в поисках окончательного варианта военно-морского флага России царь перебрал за два десятилетия около 30 проектов. В августе 1693 года царь Пётр поднял на вооруженной яхте «Св. Петр» флаг из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной) с золотым орлом в центре. С этого момента можно проследить развитие военно-морского флага Русском государстве. К сожалению, нет данных о том, под какими стягами ходили ладьи русских воинов в первом тысячелетии нашей эры, плавали суда новгородских купцов и ушкуйников. Хотя можно предположить, что русские боевые стяги были с самой глубокой древности красными.

В 1696 году во время второй осады турецкой крепости Азов русские корабли несли на корме флаг с синим прямым крестом и четвертями белого и красного цветов. Однако уже в следующем году царь Пётр учреждает новый флаг военного флота из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной, фактически вернувшись к варианту 1693 года. Под этим флагом отправился в 1699 году в Константинополь с первой официальной дипломатической миссией российского военного флота корабль «Крепость». В то же время русский государь, только что вернувшийся из путешествия в Западную Европу, продолжил поиски рисунка военно-морского флага России. Осенью 1699 года впервые на бело-сине-красном полотнище появляется «андреевский» косой синий крест - знак покровителя Руси апостола Андрея Первозванного. Он же был помещён царем и в белой голове известного с 1697 года трехцветного вымпела, который просуществовал под названием «ординарного» до 1870 года.

В 1700 году царь Петр рассматривает гравюры и чертежи 58-пушечного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). На гравюрах Адриана Шхонебека и на акварели Бергмана боевой корабль изображён с шестью различными флагами! На одном из видов изображён флаг, в полотнище которого последовательно располагаются девять горизонтальных полос белого, синего и красного цветов; на другом - бело-сине-красный флаг с тремя горизонтальными полосами (вариант 1697 года); на третьем - флаг из семи полос, на широкой белой центральной полосе которого размещён чёрный андреевский крест, выше этой полосы узкие белая, синяя и красная, и ниже неё - узкие синяя, белая и красная полосы. Однако царь считает, что флаг 1697 года устарел, а полотнище из девяти полос плохо читается и к тому же очень похож на голландский флаг контр-адмирала. Царя удовлетворяют флаги на чертежах: белый, синий и красный с андреевским синим крестом в верхней четверти флага у древка. Эта система была аналогична принятой в английском флоте. Одновременно были учреждены флаги галерного флота, отличавшиеся от корабельных флагов наличием косиц (концы флага в виде прямоугольных треугольников). Кроме того, на мачтах кораблей стали поднимать белые, синие и красные вымпелы, в белой голове которых помещался синий андреевский крест. Синий и красный флаги и вымпелы, которые иногда отменяли, и вновь вводили в обращение, в целом они просуществовали до 1865 года. Белый флаг получил новый рисунок уже в 1710 году – синий андреевский крест был перемещён в центр полотнища и словно висел в нём, не касаясь концов флага. Привычный нам образ Андреевский флаг принял в 1712 году: белый флаг с синим Андреевским крестом. В такой форме этот флаг просуществовал в Военно-морском флоте России до ноября 1917 года.

С 1720 года на бушприте кораблей флота России стали подниматься гюйс - специальный флаг, который ранее использовали как флаг морских крепостей и именовавшийся «кейзер-флаг». Красное полотнище пересекал не только косой синий крест, но прямой белый крест. Считается, что, он появился в 1701 году. До 1720 года корабли России несли в качестве гюйса уменьшенную копию кормового флага. Слово «гюйс» имеет интересную : оно происходит от нидерландского «гёз», то есть нищий. Так в 16 столетии называли восставших против испанского владычества жителей Нидерландов. Самая большая группа гёзов воевала на море («морские гёзы») и впервые стала применять этот флаг.


Гюйс, флаг морских крепостей.

Главенство белого флага, с синим Андреевским крестом, было окончательно закреплено в Уставе 1797 года: «Если корабли никуда не причислены, несут белые флаги». В то же время корабли русского Черноморского флота от его основания до 1918 года плавали только под белыми андреевскими флагами. Цветные – синие и красные флаги, были отменены в правления Анны Иоанновны и Екатерины Великой. В крыжах (верхняя четверть флага у древка) синего и красного флагов с 1797 по 1801 годы (во время правления Павла Петровича) расположили не андреевский флаг, а гюйс, который для императора Павла I, который с детских лет носил звание генерал-адмирала, имел особенное значение как личный знак. Надо отметить, что именно государь Павел Петрович превратил старые флаги и знамена из предметов вещевого довольствия в военные реликвии. Кроме того, при государе Павле некоторые русские корабли некоторое время поднимали красный с белым крестом иоаннитов флаг. Этот флаг был создан как кормовой знак мальтийских эскадр созданных новоиспеченным главой Мальтийского ордена. 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Ордена св. Иоанна Иерусалимского и планировал создать флот базирующийся на Мальте, для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Флаг был упразднен после смерти Павла Петровича.

В 19 столетии в Российской империи появятся ещё несколько новых кормовых флагов. Так, ещё в 1797 году корабли Морского Кадетского корпуса получили специальный кормовой флаг, где в центре Андреевского флага в красном овале был помещен герб учебного заведения. А на грот-мачте суда этого учебного заведения стали поднимать «ординарные» вымпелы с трехцветными косицами. С 1827 года корабли учебных морских экипажей получили право поднимать особенный флаг, где было изображение пушки и якоря (они также размещались в красном овале). Получили свои кормовые флаги и гидрографические суда русского императорского флота. В 1828 году был учреждён флаг «для лоции», на андреевском флаге в центре располагался рисунок чёрной катушки компаса с золотым якорем, указывающим на север. Правда, уже в 1837 году этот флаг был заменён учреждённым в 1829 году флагом генерал-гидрографа. Он имел ту же чёрную катушку компаса, но в синем небольшом крыже. Кроме того, в 1815-1833 гг. существовал и кормовой флаг для кораблей Висленской военной флотилии (Флаг военных судов Царства Польского). Это был андреевский флаг с небольшим красным крыжем, в котором расположили белого польского орла. Данный флаг был отменён после поражения Польского восстания 1830-1831 гг.


Флаг Генерал-гидрографа Генерального штаба. Флаг судов, для лоции предназначенных.

Вспомогательные суда военно-морского флота Российской империи до 1797 года несли на корме трёхцветный флаг, а на бушприте гюйс. С 1794 по 1804 год вспомогательные суда отличались военным вымпелом. А с мая 1804 года получили специальный флаг с белым или синим полотнищем, с крыжем национальных цветов (бело-сине-красный) и перекрещенными якорями под ним. Кроме того, вооружённый транспорт одновременно нёс военный вымпел. Все эти флаги были отменены в 1865 году.

Георгиевский вымпел - трехцветный вымпел с андреевским флагом в голове, на центр креста которого наложен красный щит с образом покровителя военных св. Георгия Победоносца, был учреждён в 1819 году. Он стал отличать гвардейский экипаж, который заслужил эту честь в сражении города Кульм в 1813 году. Другими отличиями, которые выделяли высших должностных лиц, были георгиевский адмиральский флаг (он имел полотнище андреевского флага, но с красным щитом Георгия Победоносца), георгиевский брейд-вымпел и шлюпочный флаг контр-адмирала. Кроме того, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в боях с турками особенно отличились 74-пушечный линейный корабль «Азов (герой Наваринского сражения) и 18-пушечный бриг «Меркурий» (одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями), они были отмечены адмиральскими георгиевскими флагами, которые поднимали как кормовые. За всю последующую историю Российской империи более ни один военный корабль русского флота не получил такой награды.

С развитием страны происходили изменения и во флагах военно-морского флота. В 1865 году по причине ненадобности были отменены синие и красные флаги и вымпелы. Также отменили и все, кроме андреевского, кормовые флаги. В 1870 году шлюпочные флаги стали стеньговыми флагами адмиралов, был ликвидирован «ординарный» вымпел, под которым плавали корабли, не причисленные к какой-либо части. Георгиевский вымпел получил вместо трехцветных, белые косицы. В этом же году кормовым флагом вспомогательных судов Военно-морского флота России стал синий флаг, который имел изображение андреевского флага в крыже. Кроме того, по мере развития вооруженных сил, появляются флаги судов морских крепостей, новые флаги должностных лиц, судов отдельных частей, кораблей отдельного Корпуса пограничной стражи, флаги морской авиации.

Революция 1917 года принесла новые символы. Рядом с андреевскими флагами стали поднимать красные полотнища. С весны 1918 года подъём андреевского флага на кораблях Советской России был прекращён. В конце 1924 года андреевские флаги были спущены и на кораблях флота белых в Бизерте (корабли были заложены французам, те их вскоре «пустят на иголки»). Гюйс и крепостной флаг, с некоторыми изменениями - в центральной части полотнища в белом круге изображалась красная звезда с серпом и молотом посередине, просуществовали до 1932 года. Кроме того, во время Второй мировой войны символику Андреевского флага использовали коллаборационистские части генерала Власова.

17 января 1992 года, правительством России была принята резолюция, которая возвратила Андреевскому флагу статус Военно-Морского флага России. В результате дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были восстановлены в ВМФ России и действуют до настоящего времени.

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина

Бело-синий символ чести русских моряков
11 декабря в России отмечается День Андреевского флага, дарованного флоту первым российским императором Петром Великим / Цикл «Наши победы»

Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, - и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире - отечественного Андреевского флага. Ещё в


___

Подъем Андреевского флага на водноспортивной станции Тихоокеанского флота во время празднования Дня Военно-морского флота во Владивостоке

11 декабря* в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота. Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орел» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесенный туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.


___

Гангутский бой (фрагмент). Художник Рудольф Яхнин

Крест, осенивший русский флот

Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лег на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…

Увы, в реальности все это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим - классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.


___

Петр I. Художник Поль Деларош (1838)

Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора - выход в Балтийское море. Оно стало четвертым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырехконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.

Умереть на посту у флага

«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», - сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.

Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг - а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота - всегда охранялся вооруженным часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.

В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений. Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя - офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом - осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на свое место он вернулся сразу после перевязки».


___

Крейсер «Варяг»

И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли все-таки решились на спуск флага - но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.

«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить»

Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семен Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошел в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжен русской эскадрой - как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе - от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! - был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына - Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.


___

Морской Георгиевский знаменный флаг - награда за защиту Севастополя в Крымской войне / Фото: Музей истории Черноморского флота (Севастополь)

Два святых на одном флаге

5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.

Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненный командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский. На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорен к смертной казни, сразу же замененной 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобожден. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил - сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером». Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.

Возвращение легенды

То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего - о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.

Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест - пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота.

И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести. Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.

* Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря.

На флоте чтят традиции, соблюдают давние ритуалы и дорожат символикой. Всем известно, что главным флагом является Андреевский стяг, гордо развевавшийся на мачтах и грот-стеньгах еще первых императорских парусных кораблей петровского флота. Однако не все знают, что уже тогда существовали и другие морские флаги, различавшиеся по функции и информативной направленности. Такое положение действует и сегодня.

Рождение Андреевского флага

Создавал Петр Великий, он же позаботился и о его символах. Первые морские флаги он рисовал самолично и перебрал несколько вариантов. В основе выбранной версии лежал «косой» Андреевский крест. Именно этот вариант, ставший восьмым и последним, прослужил до Октябрьской революции 1917 года. Осененные крестом св. Андрея Первозванного, российские корабли одержали многие победы, а если и терпели поражения, то слава о героизме моряков пережила поколения и сияет поныне.

Святой Андрей Первозванный

Причина, по которой был выбран именно этот символ, имеет глубокий смысл. Дело в том, что первый ученик Христа Андрей Первозванный, брат апостола Петра, считается одновременно и покровителем мореходов (сам он был галилейским рыбаком), и Святой Руси. Он в своих странствиях посещал в числе многих других городов и Киев, и Великий Новгород, и Волхов, проповедуя веру христианскую. Апостол Андрей принял мученическую смерть на кресте, при этом палачи его распяли не на прямом, а на косом кресте (так возникло понятие и название этого символа).

Военно-морской флаг России в окончательной петровской редакции выглядел как белое полотнище, перечеркнутое синим крестом. Таков он и сегодня.

В первые годы после революции большевики не придавали военно-морской мощи большого значения. Во время Гражданской войны практически все фронта были сухопутными, а когда настала разруха, на содержание сложной техники просто не было средств. Немногочисленные корабли речных и морских флотилий, оставшиеся в распоряжении новой власти, поднимали К морским традициям, геральдике, символам, истории и тому подобному «праху старого мира» руководство рабоче-крестьянской армии и товарищ Л. Д. Троцкий относились с презрением.

В 1923 году бывший офицер царского флота Ордынский все же убедил большевиков принять особый флаг для кораблей, предложив довольно странный вариант - почти полную копию японского знамени со знаком РККА в центре. Этот флаг РСФСР развевался на реях и флагштоках до самого 1935 года, потом от него пришлось отказаться. Императорская Япония становилась вероятным противником, а издалека корабли можно было легко перепутать.

Решение о новом краснофлотском вымпеле принималось ЦИК и Совнаркомом СССР. Уже тогда наблюдалась некоторая преемственность, на нем появились белый и синий цвета, заимствованные у Андреевского стяга, но, конечно же, без звезды и серпа с молотом, причем красных, новый символ ВМФ СССР обойтись не мог.

В 1950 году его несколько изменили, уменьшив относительные размеры звезды. Флаг приобрел геометрическое равновесие, объективно он стал красивее. В таком виде он и просуществовал до распада СССР и еще год, пока шла неразбериха. В 1992 году на всех кораблях подняли новые (а точнее, возрожденные старые) Андреевские военно-морские флаги. креста не совсем соответствовал исторической традиции, но в общем он был почти таким же, как при Петре Великом. Все вернулось на круги своя.

Какие флаги бывают на флоте

Флаги на флоте бывают разные, и назначение их различно. Кроме обычных кормовых Андреевских стягов на кораблях первого и второго рангов поднимается еще и гюйс, но только во время стоянки у причала. После выхода в море кормовой флаг поднимается на мачте или стеньгах (в самой высокой точке). Если начинается бой, производится поднятие государственного флага.

«Цветные» флаги

Уставом предусмотрены также и вымпелы флотоводцев различных рангов. Военно-морские флаги, обозначающие присутствие на борту командиров, обозначаются красным полотнищем, четверть которого занимает синий Андреевский крест на белом фоне. На цветном поле располагаются:

  • одна звезда (белая) - если на борту командир соединения кораблей;
  • две звезды (белые) - если на борту командующий флотилией или эскадрой;
  • три звезды (белые) - если на борту командующий флотом.

Кроме этого, бывают и другие цветные флаги, с изображением герба РФ на красном фоне, перечеркнутом двумя крестами, Андреевским и прямым белым или с двумя пересекающимися якорями на том же фоне. Это означает присутствие на корабле Министра Обороны или Начальника Генштаба.

Сигнальные флаги

Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.

Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

Флаги с Георгиевской лентой

Все условно делятся на обычные и гвардейские. Отличительным признаком гвардии в России служит Георгиевская лента, присутствующая в символике подразделения. Морские флаги, украшенные оранжево-черной полосой, означают принадлежность корабля или береговой базы к числу особо прославленных частей. От первоначальной мысли о том, что лента должна стать отдельным элементом знамени, моряки отказались, чтобы она не могла обвиваться вокруг флаг-фала, и теперь Георгиевский символ наносится непосредственно на полотно в нижней его части. Такой морской флаг России свидетельствует об особой боевой готовности и высоком классе как самого корабля, так и его экипажа, он ко многому обязывает.

Флаг морпехов

Во времена СССР каждый род войск имел собственную символику. Например, у морских пограничников, относящихся к Комитету Государственной Безопасности СССР, был свой флаг, представлявший собой компиляцию флага ВМФ в уменьшенном виде на зеленом поле. Сейчас, после принятия единого образца, разнообразия стало меньше, но появились неофициальные символы, созданные фантазией военнослужащих, и оттого, наверно, еще более ими любимые и почитаемые. Один из них - флаг морской пехоты. В сущности это то же самое Андреевское белое с синим крестом полотно, но оно дополнено нашивкой этого рода войск (золотым якорем в черном кругу), надписью «Морская пехота» и девизом «Там, где мы, там - победа!».

Морская пехота была создана в России раньше, чем во многих других странах (практически вместе с флотом), и за время своего существования покрыла себя неувядаемой славой. В 1669 году первым ее подразделением стала команда «Орла», а в 1705-м был сформирован первый морской солдатский полк. Было это 27 ноября, и с тех пор этот день стал праздноваться всеми морпехами. Воевали они не только в качестве морских десантников, участвовали и в сухопутных операциях, и во время наполеоновского нашествия, и в других войнах (Крымской, русско-турецких, Первой мировой, Великой Отечественной). В вооруженных конфликтах последних десятилетий им тоже довелось сражаться, и враг знал, что если поднят флаг морской пехоты, то обстоятельства для него складываются весьма неблагоприятно и лучше всего ему отступить.

После долгого перерыва в феврале 2012 года геральдическая флотская справедливость была восстановлена. Из рук Президента РФ В. В. Путина Главком ВМФ адмирал Куроедов получил обновленный военно-морской флаг России. Теперь он реет над всеми океанами.

Расположение флагов и вымпелов на современном корабле

  1. Кормовой флаг - , поднимаемый на кормовом флагштоке или на гафеле. Это основной символ корабля и один из главных символов государства, равный по значению государственному флагу. Кроме основного военно-морского флага существуют также особые - гвардейский, орденский. флаги вспомогательных, гидрографических и поисково-спасательных судов ВМФ. пограничные флаги, флаги кораблей береговой охраны. Как правило, в основе всех этих полотнищ лежит рисунок кормового флага ВМФ.
  2. Стеньговые флаги , раз­меры которых значительно ус­тупают размерам кормовых, поднимаются на стеньгах ко­рабля (стеньгой на парусном флоте назывался деревянный брус, завершающий мачту). Условно их можно разделить на служебные , должностные , сигнальные .

Кормовой флаг ВМФ России

  • Служебными яв­ляются флаги какой-либо госу­дарственной военизированной организации, поднимаемые как определители судов этой службы (кормовой же флаг корабля имеет другой рису­нок).
  • Должностные флаги это символы, поднимаемые на кораблях во время присут­ствия на их борту флагманов или других лиц, которым при­своены особые отличительные флаги.
  • Сигнальные служат для передачи команд флагманом подчиненным ему командирам, дня подачи сигналов или пере­говоров между судами.

3. Гюйс (от голландского слова geus - нищий, которое Петр Великий прочитал как «гюйс») - флаг, поднимаемый на носовом флагштоке (гюйсштоке) корабля. Имеет меньшие размеры, чем кормовой флаг. Являясь также и флагом морских крепостей, означает, что военный корабль есть неприступная крепость.

4. Шлюпочные флаги в ВМФ не имеют сегодня индивидуального рисунка и не используются как специальные должностные символы уже со второй половины XIX в. Однако ранее это был особый флаг, означающий ранг флагмана, находящегося в шлюпке, и поднимался он на ее носовом флагштоке (на кормовом флагштоке помещался корабельный флаг).

5. Вымпел означает ныне, что боевой корабль находится в компании, т. е. полностью укомплектован командой, боевыми и прочими припасами и готов к выполнению боевой задачи. Полотнище вымпела может быть коническим (треугольным) или иметь коническую или прямую ленту, завершающуюся на конце двумя косицами. У шкаторины часто помещается головка, играющая роль крыжа.

6. Рейд-вымпел поднимается на корабле - официальном местопребывании должностного лица, которому брейд-вымпел присвоен.

7. специальные флаги глав государств, поднимаемые на военном корабле во время посещения его королем, президентом и т. п. Обычно поднимается на грот-мачте, но иногда оказывается и на месте кормовою флага.