Все о тюнинге авто

Ласточкино гнездо - готический крымский замок с непростой и драматичной историей. Крым ласточкино гнездо история создания Строительные и реставрационные чертежи крымского ласточкина гнезда

Знаменитое Ласточкино гнездо в Крыму, настоящий архитектурный символ солнечного полуострова.
Прокудин-Горский снимал эту виллу на скале предположительно в 1904 году и тогда она имела совсем не тот вид, который нам всем хорошо известен.
Это сравнение 2016 года с фрагментом прокудинского снимка:

Высокое разрешение

Фотосравнение целиком:


Высокое разрешение

Увы, оригинальная точка съёмки находилась ниже, но сейчас там закрытая территория санатория "Жемчужина", проникать на которую мне было лень)) Поэтому снимал с пешеходного мостика, перекинутого для доступа туристов к достопримечательности.

Как сообщает Википедия, первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877—1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени.

Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».

Вероятно именно его мы видим на снимке Прокудина-Горского, хотя запечатлённая им постройка производит впечатление каменной, а не деревянной:

Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда.

Старое деревянное здание было снесено и уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад.

Здесь видна площадка, с которой снимал Прокудин-Горский:

В те годы никакого санатория у подножия скалы не было:

Раскрашенный вариант дореволюционной открытки:

Сейчас там застроен каждый клочок земли, а 100 лет назад было просто раздолье:

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью.

Несмотря на серьёзные повреждения, в целом здание устояло.

Отдыхающие у Ласточкиного гнезда, 1928 год:

В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха «Жемчужина», но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли.

Такой "укороченный вид декоративный замок приобрёл после землетрясения (фото 1930-х):

И этот вид сохранялся несколько десятилетий.

1934 год:

К счастью, военные разрушение обошли Южный берег Крыма стороной.

Ласточкино гнездо в 1955 г. (личный архив Соколова П.А.):

Самый ранний известный цветной снимок в близком к "прокудинскому" ракурсе был сделан только спустя 54 года после самого Прокудина-Горского, в 1958 году:

Тем временем территория у подножия скалы начинала понемногу осваиваться и застраиваться.
1960-е:

Фото Израиля Озерского 1966 года:

Один из последних дореставрационных снимков Ласточкиного гнезда был сделан в 1967 году почти точно в прокудинском ракурсе:

Восстановление началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а башня-ротонда снова украсилась высокими зубцами и шпилями.

Здесь запечатлён ход реставрационных работ в 1968 году:

Ласточкино гнездо. Складнов А. А., 1968-1970 г..

Ласточкино гнездо в Крыму

Мыс Ай-Тодор

Скалистый мыс, названный в честь не сохранившегося средневекового монастыря Святого Федора, сформирован тремя отрогами. Экскурсионные суда причаливают к берегу в миниатюрной бухте восточного отрога, чье название Лимен-Бурун закономерно переводится с татарского как «мыс гавани». Узкая полоса берега надежно защищена от морских ветров даже во время шторма, когда ближайшие к Ай-Тодору стоянки закрыты. Других пригодных для швартовки судов и купания участков на Ай-Тодоре просто нет – кругом валуны и скалы.

На чудом сохранившихся от выветривания клочках почвы Лимен-Буруна растет можжевельник, обогащающий воздух курорта, не случайно здесь лечатся больные пневмониями и бронхитами. На вершине скалы – настоящая можжевельниковая роща, огражденная перилами. Отдыхающие прогуливаются по ней и наслаждаются морскими видами. Смотровая площадка расположена на высоте 82 м, прямо над скульптурой орла, готового взлететь. Напротив отрога, в море, видна скала Парус. Раньше она была соединена с Лимен-Буруном перешейком, но во время землетрясения 1927 года естественный мостик был разрушен.


Военный лагерь Харакс

Западный отрог, собственно Ай-Тодор, в глубокой древности, когда полуостров был греческим, назывался Криуметопон, или Бараний лоб. Здесь в I-III вв. была обустроена римская военная колония Харакс – крупнейшее в Крыму поселение такого рода. После римлян на территории крепости жили готы, а потом – мирные рыбаки. В соответствии с задачами лагеря, строители обошлись без изысков, разместив на берегу моря только самое необходимое: казармы, бани-термы, святилище, акведук, некрополь. Полноценные археологические исследования развалин начались еще в конце XIX века, но не завершены они и по сей день.

В 1835 году на фундаменте римского маяка на высоте 87 м над уровнем моря по распоряжению знаменитого мореплавателя М.П. Лазарева был заложен новый маяк. Внешне напоминающий приземистый белый цилиндр, окруженный крупноячеистой сетью и реликтовыми дубами и можжевельниками, он функционирует до сих пор. Работа маяка прерывалась только на время мировых войн и сражений на территории Крымского полуострова.

В честь Харакса был назван дворец Великого Князя Георгия Михайловича, расположенный в 15 минутах ходьбы к западу от «Ласточкиного гнезда». Ансамбль знаменит своим парком с 200 видами культурных растений. Здание из серого известняка с красной черепицей выдержано в традициях шотландской архитектуры, довольно неожиданной среди пышной субтропической растительности.


Дворец Харакс великого князя Георгия Михайловича

Аврорина Скала

Средняя часть мыса в Средние века служила пристанищем монахам, скрывавшимся от мирской суеты. Татары, закрепившие за отрогом название Монастыр-Бурун, их не тревожили. К XIX веку, когда от монастыря не осталось и следа, скала получила поэтическое имя в честь древнегреческой богини утренней зари Авроры.

Панорама замка и окрестностей

История комплекса «Ласточкино гнездо»

Именно на Аврориной скале в 70-е годы ХХ века появилось первое «Ласточкино гнездо» – ничем не примечательное деревянное здание на краю скалы. В то время мыс был застроен коттеджами для больных, а возле обрыва поселился врач с семьей. После его смерти вдова организовала капитальный ремонт, придала зданию презентабельный вид и продала его под дачу. Новым владельцем белоснежного дома стал барон Штейнгель. Вскоре он инициировал возведение другого здания вместо давшего трещину старого.

Строительство и реконструкция «Ласточкиного гнезда»

Автором проекта стал Леонид Шервуд, представитель знаменитой творческой династии, до этого времени проявивший себя только как скульптор. В соответствии с пожеланиями владельца участка решено было воспользоваться опытом европейской архитектуры и создать здание в стиле неоготики, с характерными для нее устремленными в небо узкими изящными шпилями и башнями. Акцент ставили на внешний облик дома, интерьеры так и остались непроработанными. Следующая владелица построенного в 1912 году дома, Рохманова, обустроила внутренние помещения в древнерусском стиле, диссонировавшем с экстерьером. Впрочем, от неудачного дизайнерского решения уже через несколько лет не осталось и следа: во время Гражданской войны территория перешла большевикам, но до этого была почти полностью разграблена мародерами.




В период НЭПа здание подлатали и устроили в нем ресторан. Землетрясение 1927 года разрушило часть балкона и сад – они просто упали в море, при этом чудом обошлось без жертв. Денег на полное восстановление комплекса у молодого государства не было, поэтому до 60-х годов здание простояло просто огороженным от неосторожных посетителей. Постепенно превращаясь в руины, «Ласточкино гнездо» все же оставалась отличным фоном для фотографий. Во время реконструкции конца 60-х здание разобрали буквально по камням, установили сейсмостойкое основание, затем в обратном порядке собрали, сохранив исходный внешний вид. Все материалы подвозили вручную, поскольку тяжелая техника не могла подъехать к Аврориной скале, трещину в которой тоже заделали. С 1971 года объект открыли для туристов. Внутри дома устраивали выставки, работал ресторан, пока в 2016 году инженерные изыскания не подтвердили новую опасность обрушения.

Дача «Белая ласточка»

Некоторые источники утверждают, что владельцем «Ласточкиного гнезда» был купец Шелапутин, и именно ему принадлежит идея создать неоготическую достопримечательность в Крыму. Историки же уверены, что произошла путаница: всего в 30 м от подлинного «гнезда» стоит двухэтажная дача «Белая ласточка», построенная по заказу Шелапутина в 1888 году. Часть санатория «Жемчужина», в 2002 году она была реконструирована и сейчас сдается туристам для проживания. Объект абсолютно безопасен, поскольку удален от края скалы, зато с его террасы открывается отличный вид на «Ласточкино гнездо» и море.



Архитектурные особенности замка «Ласточкино гнездо»

Шервуда часто упрекали в отсутствии вкуса, указывая на избыточное количество ярусов и башен на единицу площади. На самом деле такая плотность застройки была вынужденной: пригодный для работы участок земли занимал всего 10 на 20 м, а в доме предполагалось жить. Первоначально комплекс «Ласточкиного гнезда» включал в себя жилой дом, летнюю кухню с удобствами и домик сторожа. Владельцы размещались в 12-метровой двухэтажной башне, в крошечных спальнях, более основательная гостиная была заложена подальше от обрыва. В чем действительно можно упрекнуть автора, так это в непродуманности дополнительной защиты для фундамента. В сейсмоопасной местности можно было со стопроцентной уверенностью утверждать, что обычных мер недостаточно и здание частично или полностью окажется в море. Что и произошло всего через 15 лет после окончания строительства.

Активный отдых в окрестностях

Под Аврориной скалой, ниже уровня воды, расположена сеть гротов глубиной до 10 м. Узкий вход в нее находится на глубине 8 метров, поэтому одиночные погружения без опытного инструктора и фонарей категорически запрещены. Гроты называют пещерами Ихтиандра в память о фильме «Человек-амфибия», который снимали в этих местах.

Еще один вариант экстремального отдыха доступен только профессиональным спортсменам. Время от времени на Аврориной скале проводятся соревнования по акробатическим прыжкам. На высоте 27 м устанавливают платформу для отталкивания. Без этого приспособления смельчак, бросающийся вниз с высоты городской многоэтажки, гарантированно разобьется о скалы.

Столь романтическое и необычное название дом получил от хозяйки этого участка в начале XX века. А первая деревянная постройка на скале, с которой открывается замечательный обзор на морскую гладь, принадлежала некоему генералу, участнику Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

История строительства

Известный всем небольшой замок на вершине скалы в поселке Гаспра, недалеко от Ялты, построен в 1911 году архитектором А. Шервудом по заказу барона Ф. Штейнгеля. Известный нефтепромышленник хотел придать своей даче образ рыцарского замка и даже дал название «Генералиф», что означает «замок любви». Однако это название не прижилось. Архитектор построил дачу-замок в готическом стиле, добавив в убранство фасада аркатурные фризы, декоративные башенки, зубчатое завершение стен.

Размер постройки совсем не велик: ширина 10 метров, длина 20 метров, а высота 12 метров. Столь величественным здание делает, безусловно, его местоположение, ведь высота скалы, на которой оно расположено, - более 40 метров. Внутри дома разместились прихожая, гостиная с большими окнами, лестница, ведущая на башню, и две спальни.

Землетрясение в Крыму

Барон В. Штейнгель продал дом в 1914 году и уехал из России. Новый хозяин открыл в «Ласточкином гнезде» ресторан, который успешно работал.

Угроза над постройкой нависла во время землетрясения 1927 года, когда обрушилась часть скалы. К счастью, здание устояло, но была частично разрушена башня и пострадала смотровая площадка. В последующие годы здесь размещался красный уголок дома-отдыха, читальный зал, а затем столовая, пока здание не опустело из-за аварийного состояния.

Реконструкция началась в 1968 году и продлилась три года; под основание «Ласточкиного гнезда» была подведена монолитная железобетонная труба, были восстановлены архитектурные элементы наружного декора.

«Ласточкино гнездо» в кинематографе

В 1960 году на мысе снимался фрагмент советского кинофильма «Человек-амфибия» режиссеров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского. А через 15 лет благодаря режиссеру Станиславу Говорухину многие узнали, как выглядят интерьеры «Ласточкиного гнезда»: здесь снимался фильм «Десять негритят». В 2009 году кинематографисты вновь обратились к загадочному замку на скале: режиссер Юрий Кара снимал здесь ленту «Гамлет. XXI век».

«Ласточкино гнездо» сегодня

В 2002 году вновь была проведена реконструкция, и «Ласточкино гнездо» открылось для посещения как ресторан. Традиционно возле стен дворца можно приобрести различные крымские сувениры. В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, при поддержке «Симферопольского художественного музея» в нем открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонировалась знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре». Различные выставки проводились каждые 1,5–2 месяца до 2013 года, когда в плите-фундаменте обнаружили трещины и доступ на дачу-замок приостановили для проведения проектных работ по реконструкции - укреплению скалы.

Вероятно, что никто не станет оспаривать тот факт, что Ласточкино гнездо является визитной карточкой Большой Ялты , да и всего Крымского полуострова. Даже те, кто никогда не был в Крыму, его узнают на фотографиях и картинах – настолько известное это место! А находится Ласточкино гнездо в курортном посёлке Гаспра, на краю отвесной сорокаметровой Аврориной скалы, которая является крайней точкой мыса Ай-Тодор. Название мыса Ай-тодор переводиться как "святой Федор" с греческого языка.

Географические координаты Ласточкиного гнезда на карте Крыма GPS N 44.430722 E 34.12825

Опыт подобного строительства на горных обрывах Крыма уже был. За двадцать лет до возникновения Ласточкиного гнезда, в Форосе на краю Красной скалы был построен Храм Воскресения Христова на высоте 412 метров над уровнем моря. Этот храм стал, своего рода, вдохновителем на строительство нового замка. Но, к сожалению, судьба этой постройки складывалась менее удачно, чем Форосской церкви.


Высота замка - Ласточкино гнездо составляет 12 метров, длина 20 метров, ширина 10 метров. Замок находится на отвесной скале Аврора. Замок сделан в нео-готическом стиле - с виду кажется декорацией к мультфильму с волшебниками и сказочными замками. Как только Крымский полуостров завоевала Российская Империя, земли южного побережья стали застраиваться замками и парками. Богатые люди активно покупали земельные участки, которые впоследствии обустраивали для проведения летнего отдыха. Первый домик на Аврориной скале был деревянным, а его владельцем являлся отставной генерал. Этот домик очень романтично назывался «Замком любви».

К сожалению, точно неизвестно в честь кого (или чего) была возведена данная постройка, но очевидно, что только тёплые чувства могли послужить стимулом для создания такой красоты. Кстати, «Замок любви» можно увидеть на картинах Айвазовского, Боголюбова и Лагорио. Позже Ласточкино гнездо стало принадлежать придворному врачу Ливадийского дворца А.К. Тобину, а после смерти его жене. Позднее его купила московская купчиха Рахманина, которая и дала название этому домику – «Ласточкино гнездо». А уже в 1911 году эти места были выкуплены немецким нефтепромышленником бароном фон Штенгелем, который и занялся строительством нового Ласточкиного гнезда, которое сохранилось по сей день.


Строительство проходило под руководством А.В. Шервуда – сына московского архитектора, самой известной работой которого является Исторический музей на Красной площади. Шервуд видел этот замок небольшим, со стрельчатыми окнами и шпилями. В целом, замок соответствовал готическому архитектурному направлению. Внутри Ласточкино гнездо также выглядело миниатюрно: двухэтажная башня вмещала в себя гостиную, прихожую и две спальни. Во дворе располагался небольшой сад. В 1914 году в здании Ласточкиного гнезда работал ресторан, владельцем которого был купец Шелапутин, выкупивший его у предыдущего владельца. Но военные действия вынудили Шелапутина покинуть страну. Он эмигрировал в Германию, где и умер. После его смерти ресторан «Ласточкино гнездо» пришлось закрыть.


Некоторое время Ласточкино гнездо пустовал, а в 1927 году он подвергся частичному разрушению. Причиной послужило землетрясение 1927 года, в результате которого сад обвалился в море, а в скале под замком образовалась огромная трещина. Сам же замок остался практически нетронутым, но аварийно опасным. В тридцатых годах 20 столетия Ласточкино гнездо стало залом для чтения, который принадлежал одному из местных домов отдыха. А позже туда и вовсе перестали пускать посетителей, так как в любой момент замок мог обрушиться. Но всегда находились отважные туристы, которые вопреки всем запретам пробирались к замку, чтобы сделать фотографию на память.

Нуждалось в сложнейшем ремонте. Выдвигались различные предложения по поводу его проекта и организации. Одним из предложенных решений был полный демонтаж здания с целью его воссоздания в более безопасном месте. Предполагалось, что каждый кирпич и деталь будут пронумерованы, чтобы новый замок был идентичен оригинальному. Но эта идея не нашла поддержки в верхах советской власти. Сорок лет после землетрясения никто не решался на восстановление Ласточкиного гнезда, и только в конце 60-х нашёлся архитектор - И.Г Татиев, который взял на себя ответственность за проведение ремонта. Колоссальная и опасная работа была проведена по устранению трещины. А для усиления всей конструкции под скалой установили железобетонную плиту.


В самом начале 2000-годов Ласточкино гнездо снова становится доступным для посетителей. В его стенах снова был организован ресторан итальянской кухни, а вокруг замка расположились торговцы крымскими сувенирами. В 2011 году ресторан был закрыт, а Ласточкино гнездо получило статус архитектурного и исторического памятника национального значения и стало называться дворцом-замком. Множество выставок проходило в его залах, а экспозиции менялись каждые два месяца.


Так продолжалось до 2013 года, пока в подпорной плите не были обнаружены трещины. Ласточкино гнездо снова закрыли для проведения ремонтных работ. Но несмотря на все преграды, этот памятник архитектуры по-прежнему является самой известной и посещаемой На южном берегу Крыма, Ласточкино гнездо узнаваемо на ровне с и и является негласным символом Крыма.

Ласточкино гнездо на карте Крыма История замка на скале. Ласточкино гнездо. Крым.

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом — «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян — богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены - тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари - Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название - Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место - ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем - Гражданская, а после - революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

- Мама! - крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый — слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея — разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу — выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот — не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» — замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки - в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане - реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе — проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.