Все о тюнинге авто

Дмитриевский собор города владимира - музеи владимирской области - история - каталог статей - любовь безусловная. «Поэма в камне»: Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него Дмитровский собор во Владимире: история

Город Владимир — это место, где русского человека охватывает гордость за своих предков, создавших много веков назад великолепные архитектурные памятники, и сегодня поражающие совершенством своих форм и красотой внутреннего убранства. Многие из них признаны В их числе роскошный придворный Дмитровский собор во Владимире, фасад которого украшен искусной резьбой. Это сооружение знаменито также своими фресками, и его нередко называют белокаменной поэмой.

Дмитровский собор во Владимире: история

Как известно, в 13 веке Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего расцвета, и его правитель Всеволод решил построить “личный” храм для своей многочисленной семьи и приближенных. Надо сказать, что в те далекие времена существовал обычай, по которому князьям, кроме христианского имени, присваивалось и другое, которым они подписывали свои указы. Так как Всеволод, прозванный за многодетность Большое Гнездо, был крещен в честь святого Дмитрия Солунского, он решил посвятить этот новый храм своему небесному покровителю. Относительно времени закладки данного сооружения существуют различные мнения. В частности, долгие годы считалось, что строительство Дмитровского собора во Владимире продолжалось предположительно с 1194 по 1197 годы, однако в конце 90-х годов прошлого века были найдены летописные свидетельства того, что оно было начато в 1191 году.

Дмитровский собор во Владимире: фото и описание

В архитектурном плане храм является одноглавым, четырехстолпным и трехапсидным Изначально его окружали довольно длинные галереи с лестничными башнями, посредством которых он соединялся с княжеским дворцом. Таким образом семья князя и придворные могли попадать на службы прямо из своих покоев. К сожалению, во время произведенных в 1837 году по приказу эти вспомогательные сооружения были разобраны, поэтому сегодня их нельзя увидеть. Вообще надо сказать, что эти так называемые восстановительные работы чуть было не стали причиной его полного разрушения. Поэтому то, что Дмитровский собор во Владимире сохранился до наших дней, — заслуга реставраторов, работавших здесь на полвека позже. Им пришлось немало потрудиться, чтобы исправить ошибки своих предшественников.

Декор фасадов

Как уже было сказано, Дмитровский собор во Владимире украшает богатая резьба. Она присутствует на 600 барельефах, на которых изображены библейские святые, а также мифические и реальные животные. Большинство из этих чудесных образцов сохранились в первозданном виде, а часть была заменена новыми в ходе реставрационных работ.

Особого упоминания заслуживает оформление северного фасада, на котором средневековые резцы по дереву изобразили самого князя Всеволода с сыновьями. Не менее интересны и изображения Александра Македонского, а также библейского царя Давида и Самсона. Такой выбор сюжетов подсказан желанием польстить заказчику, которого сравнивают с этими наиболее известными персонажами древности.

Внутреннее убранство

Дмитровский собор во Владимире, фото которого часто украшают туристические проспекты, предлагающие совершит путешествие по маршруту "Золотое кольцо", не отличается шикарными интерьерами. Причиной опять же является недобросовестная работа реставраторов. Однако несколько фресок, относящихся к 13 веку, все же сохранились до наших дней. В частности, в храме можно увидеть фрагменты большой композиции “Страшный суд”, автором которой предположительно является художник, приглашенный Всеволодом из Греции.

Реликвии

Святой Дмитрий почитался христианами как покровитель воинов. В его житие указывается, что он занимал должность проконсула в городе Фессалоники, который жители древней Руси называли Солунью. Узнав, что Дмитрий является христианином, император Галерий бросает его в тюрьму, а затем приказывает заколоть копьями. Тело мученика отдают на съедение диким зверям, но те не прикасаются к нему. Позже христиане города предают останки святого земле. Спустя годы приезжает в Фессалоники и на месте казни Дмитрия основывает церковь, в которой сегодня хранятся мощи святого.

Так вот, освятив свой Дмитровский собор во Владимире (описание представлено выше), князь Всеволод отправился по следам Константина и привез для этой церкви некоторые реликвии из Фессалоникского храма. Ими стали икона, изображающая Солунского великомученика, написанная на его гробовой доске, и частица одежды, на которой были капли крови святого.

Успенский собор

Рассказывая про Дмитровский собор во Владимире, нельзя не сказать несколько слов о другом шедевре древнерусского зодчества, расположенном всего в нескольких метрах. Речь идет об Успенском соборе, которому более 850 лет. Он считается эталоном церковной архитектуры, и черты его облика просматриваются в сотнях храмов, построенных на Руси на протяжении веков.

Это сооружение также включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одной из главных туристических Хотя самым красивым, с точки зрения внешнего декора, является Дмитровский. Успенский собор, безусловно, лидирует, если рассматриваются интерьеры. Главная гордость храма — это роскошные фрески великого иконописца Андрея Рублева.

Кроме того, в нем есть несколько ниш-аркосолей, где были захоронены наиболее видные представители Владимирской знати и церковные иерархи.

Современный облик Успенского собора, который знаком всем по фотографиям, довольно сильно отличается от изначального, поскольку в 1186-1189 годах он был кардинально перестроен, так как уже не вмещал всех желающих. В частности, с двух сторон к нему были пристроены галереи, а по углам возведены четыре новые главы.

Теперь вы знаете, когда и кем были построены соборы Владимира — Успенский и Дмитровский, - которые по праву считаются лучшими образцами русского зодчества.


Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом », «каменным ковром », «каменной поэмой ». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века - захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью » (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: "доску гробную " - икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с "сорочкой " – кусочком одежды мученика со следами его крови.


Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837-1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля », взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!






Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада - на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.




Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.






Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.


Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.




В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Некоторые элементы резного орнамента

Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.




Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.



Многие из животных являются символами власти - львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам.


Святые и князья

На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.


Здесь же изображены все 12 апостолов, «портреты» Петра и Павла сомнений не вызывают - они подписаны.




Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.

Вознесение Александра Македонского


«Технология» вознесения изображена следующим образом. Александр сидит в корзине, подняв вверх руки, в которых он держит в качестве приманки маленьких львят. Два грифона, привязанные к корзине, тянутся к приманке, и за счет этого корзина поднимается вверх. Несмотря на то, что Александр Македонский - персонаж еще дохристианский, в средневековой Европе этот сюжет использовался довольно часто.

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.




Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.

Гипотеза относительно окраски соборов

Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.

Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора - "белый орнамент на темном фоне " и "темный орнамент на белом фоне ". Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):

Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.

А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм "был расписан практически «под хохлому» ". Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:


Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.

А в Подмосковье есть . И он тоже представляет огромный интерес.

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.


Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.


Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.


Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико - 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди - его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.


Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.


Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.


Как проходят богослужения

В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.

В остальное время здесь музей.

Режим работы:

  • понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
  • пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
  • суббота – с 10 до 18 часов.

Музей работает с апреля по октябрь.

Как добраться до храма

Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.

До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.


История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

Видео о внешнем убранстве собора

Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.

Дмитриевский собор во в Владимире, построенный в XII веке, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его уникальная белокаменная резьба с фантастическими зверями, птицами и растениями сочетает в себе христианские и языческие сюжеты и поражает воображение. Внутри сохранились фрески XII века. Собор является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История храма

Дмитриевский собор был построен при младшем брате Андрея Боголюбского - Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном русском князе XII века. Именно так он упоминается в «Слове о полку Игореве». При нем княжество расширилось и влияло на все русские земли от Новгорода до Киева, его города богатели, а в них процветали искусства и ремесла. Центром был город Владимир, избранный столицей еще его старшим братом Андреем Боголюбским. У Всеволода было двенадцать детей – именно поэтому его и назвали «Большое Гнездо», и после его смерти княжество раздробилось и потеряло былую силу.

Всеволод Большое Гнездо продолжает дело своего брата – укрепление и украшение Владимира. Он обновляет стены города, перестраивает и расширяет Успенский собор, и строит неподалеку еще один – Дмитриевский, в честь св. Дмитрия Солунского, своего святого покровителя. Собор строится в 90-х годах XII века, о его точной датировке спорят ученые: возможно, это 1191 год, а возможно – 1194-97. В отличие от Успенского собора, Золотых ворот и Боголюбова, в создании которых, по сведениям Н. Татищева, принимали участие западные мастера, Дмитриевский собор строили только русские, летопись специально упоминает это. Однако, собор строился с явной оглядкой на церковь Покрова-на-Нерли под Боголюбовым, а его богатая резьба имеет соответствия в средневековой архитектуре западной Европы.

Главными святынями нового храма стали присланные непосредственно из Солуни (т. е. из города Фессалоники) часть одежды св. Дмитрия Солунского и мироточивая «доска гробная» – икона, которая, по преданию, была написана на доске от гроба святого мученика. Всеволод вынес почитание св. Дмитрия из Византии – свою юность он провел в изгнании в Константинополе, укрываясь у императора Мануила. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву и сейчас хранится в Успенском соборе Московского кремля.

Пишется и новая икона св. Дмитрия для Успенского собора – она сейчас в Третьяковской галерее. Но мнению некоторых ученых, изображенный святой здесь мог иметь некоторое портретное сходство с самим Всеволодом. Дмитрий изображен в виде правителя-воина – на троне, в венце и с наполовину вытащенным из ножен мечем в руках. Список с этой иконы сейчас можно увидеть в экспозиции собора.

Храм был задуман как домовый храм княжеской семьи. Он был небольшим, одноглавым, очень богато украшенным снаружи и изнутри, и являлся частью дворцового комплекса: был окружен галереями, по которым можно было попасть во дворец. В XVI веке к собору пристроено два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский, паперть и колокольня. Впрочем, по мнению других исследователей, два придела в виде башенок были тут изначально, как и галереи, так что современный вид собора не равен подлинному.

В течение XVII-XVIII веков собор неоднократно горел и подновлялся и к началу XIX века пришел в аварийное состояние. Была назначена специальная комиссия, выделены средства, и собор в очередной раз отремонтировали. У него появился классицистский портик с колоннами у западного входа и вторая колокольня.

Нынешний, «первобытный» вид собора – результат реставрации 1838-1847 гг., произведённой по указу Николая I. Галереи были разобраны, собор очищен и заново покрашен в любимые Николаем бело-желтые тона, купол и стены были укреплены железными связками. Тогда же были открыты старые фрески – и собор был заново расписан по возможности в том же стиле. Осыпающиеся белокаменные рельефы частично были заменены точными копиями.

В конце XIX века сюда было проведено отопление – до этого храм был холодным, летним. Рядом построена небольшая звонница.

ХХ век и нынешнее время

После революции храм сразу же был передан музею. В нем работала реставрационная комиссия под руководством художника Игоря Грабаря – та же, которая расчищала в эти годы рублевские фрески Успенского собора. И. Грабарь заново открыл фрагменты фресок XII века. После войны раскопки вокруг собора вел Николай Воронин, ведущий советский специалист по древнерусской архитектуре и автор реконструкций первоначального облика многих владимиро-суздальских храмов.

После войны здесь размещались музейные выставки, посвящённые архитектуре владимиро-суздальского края, потом была Галерея Героев Советского Союза – уроженцев Владимира. Сейчас это выставка размещена в Золотых воротах неподалеку.

С середины 70-х годов собор закрылся на длительную реставрацию, которая закончилась только в 2005 году. Разрушающийся от времени белый известняк был пропитан специальным защитным составом, обновлены коммуникации, позволяющие сохранять в здании особый температурный режим, был заменен крест на куполе.

Сейчас храм является филиалом музея, но несколько раз в год в нем, по согласованию с музейными работниками, проходят церковные службы. В соборе можно увидеть фрагменты сохранившихся с XII века росписей: это «Страшный суд», «Шествие праведных в рай» и «Борогодица». Исследователи видят в этих фресках кисть двух разных авторов. Здесь размещен древний список с иконы Дмитрия Солунского, копия серебряного ларца, который когда-то был привезен из Солуни и сохранял частицу одеяния святого, и четырехметровый крест, снятый с купола – он сейчас находится в алтаре собора.

Здесь захоронен Роман Илларионович Воронцов, Владимирский генерал-губернатор в 1778-83 гг., родной брат знаменитого дипломата и канцлера Михаила Воронцова и отец русского посланника в Лондоне Семена Романовича Воронцова. Воронцовы принимали участие в перевороте, приведшем на трон Елизавету Петровну. А при Екатерине II, после реформы и образования новых губерний, Роман Илларионович стал губернатором Владимира и прославился взяточническом и поборами. Сохранилось его погребение со скульптурой, поставленной в 1804 году его сыновьями – делалась она в Лондоне по заказу его сына Семена, а пирамида над надгробием была поставлена его внуком, Михаилом Воронцовым, Новороссийским губернатором, который отчасти финансировал ремонт собора в середине XIX века. Само погребение находится у южной стены, но надгробие было перенесено к западной в процессе последней реставрации.

Каменная резьба

Самое главное украшение Дмитриевского собора – это его богатейшая каменная резьба по двум верхним ярусам фасадов. Как и на церкви Покрова-на-Нерли здесь есть образ св. Давида – библейского примера справедливого и мудрого правителя, одновременно и царя и священника. Он изображен здесь трижды – побеждающим льва и восседающем на львином троне – похожее изображение есть на церкви Покрова-на-Нерли. Его окружают орлы, львы и барсы – символы власти – и благословляют ангелы.

С северного фасада изображен сам Всеволод с пятью сыновьями. Младшего Владимира он держит на руках и еще четверо – Ярослав, Святослав, Георгий и Константин – стоят вокруг.

Южный украшен самым необычным с нашей точки зрения сюжетом – «Вознесение Александра Македонского на небеса». Это средневековая христианская легенда, рассказывающая, как однажды Александр поймал двух огромных птиц, размером с коней и попытался взлететь на них на небо. Он поднимался все выше и выше, пока ему не встретилось еще одна птица, сказавшая человеческим голосом: «Не зная земного, как можешь постичь небесное?» Этот образ взлетающего Александра получил огромную популярность в средневековой Европе и изображался неоднократно: Александр воспринимался как идеальный образ великого правителя, объединителя разных земель, целителя – именно поэтому он помещен на княжеский собор. Александр изображен не с птицами, а с грифонами, и держит в руках львят.

На западной стене изображены подвиги Геракла – сцены как он побеждает льва, что рифмуется и с изображениями побеждающего льва царя Давида и держащего львят Александра.

Вся резьба собора в целом укладывается в единую концепцию, подчеркивающую священность княжеской власти. Всего на соборе более пятисот различных изображений, большая часть из них – это орнаментальные растения, птицы и животные, многие из которых имеют фантастический вид. Для средневековых христиан было совершенно нормально украшать храмы такими полуязыческими изображениями – они раскрывали красоту и разнообразие мира, ассоциировались с геральдическими княжескими символами и вообще со светской властью. Тут Дмитриевский собор довольно резко контрастирует с украшенным гораздо скромнее Успенским кафедральным – считается, что таким образом здесь отразились вкусы древнерусской светской знати. Впрочем, обилие зверей и растительности некоторые исследования толкуют как иллюстрацию к псалму «Всякое дыхание да славит Господа».

На колончатом поясе собора изображены святые, например, Борис и Глеб, родственники Всеволода. Резьба собора, сохранилась, к сожалению, не полностью в первоначальном виде – за столетия она реставрировалась, часть фрагментов были сняты и поставлены заново не на свои места, но основные композиции и их смысл остались внятными и читаемыми.

На заметку

  • Местоположение: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 60.
  • Как добраться. электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Соборной площади.
  • Официальный сайт: http://www.vladmuseum.ru/museums/build/37
  • Время работы: 11:00-19:00.
  • Стоимость билетов: взрослый – 150 руб., льготный – 100 руб.

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07"45.2"N 40°24"39.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Краткая история

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 - 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя - Дмитрия Солунского . В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор - мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название - Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство. Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру. Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 - 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор - памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 - 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно. Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд» , выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев. Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.