Все о тюнинге авто

Дорога гигантов – куда и откуда ведет тропа Великанов. Дорога гигантов в северной ирландии Где находится дорога великанов

Побережье Северной Ирландии (Великобритания) в 3 км от города Бушмилс покрыто 40 тысячами базальтовыми (реже андезитовыми) колоннами. Это место носит название "Дорога Гигантов" (Тропа Великана). Дорога, а также побережье Козвэй-Кост, на котором она находится, были объявлены объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Большинство колонн шестиугольные, хотя у некоторых четыре, пять, семь и восемь углов. Самая высокая колонна высотой около 12 метров.
Согласно научной гипотезе, эти причудливые каменные столбы образовались 50-60 миллионов лет назад, когда при извержении вулкана раскаленная и очень жидкая базальтовая лава прорвалась на поверхность прямо в русле существовашей тогда реки. Наружные слои лавы быстро остыли под влиянием воды и образовались каменные колонны, как будто вбитые в землю (такой эффект был достигнут за счёт массы лавы, продавливавшей под собой речное дно).


Путь к тропе Великана:

В одном из кельтских мифов III в н.э. говорится о том, что герой-воин Финн Мак Кумал, живший в Ирландии, постоянно подвергался оскорблениям со стороны его соседа, одноглазого великана по имени Голл, который жил через пролив от него (в Шотландии). Однажды Финн Мак Кумал задумал проучить великана, и поскольку переплыть залив он не мог, то приступил к строительству моста. Семь дней и ночей он таскал огромные каменные стержни в море и наконец мост был готов. Уставший после непосильной работы Финн решил хорошенько выспаться перед предстоящей битвой. В это время шотландский великан, увидев мост, прибежал по нему в Ирландию и стал стучать в дверь к воину. Жена воина испугалась и придумала хитрость: она запеленала его, как младенца. Кроме того, она угостила Голла лепешками, внутри которых запекла плоские железные сковороды, и когда великан начал ломать об них зубы, дала вторую лепешку, простую, «младенцу»-Финну, который спокойно съел ее. Представив, каким же гигантом окажется отец этого немаленького «младенца», Голл в ужасе сбежал, по пути разрушив мост. Поэтому до наших дней сохранилось только начало моста, уходящее в море:


Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Дорога гигантов простирается вдоль берега на 275 м, кроме того, на 150 м заходит в море. Геологи определяют возраст колонн в 60 млн. лет! Несмотря на это, они находятся в прекрасном состоянии, практически не разрушены и до сих пор радуют великолепием приезжающих сюда туристов.

Здесь можно увидеть живописные пещеры, некоторые можно осмотреть с суши, другие - только с моря, посетить разрушенные замки и прелестные песчаные бухты. Замок XIII века Данлус-Касл стоит на скале, соединенной с материком мостом над пропастью, на дне которой плещет море. Замок Дансеверик-Касл - более раннее фортификационное сооружение к востоку от Дороги великана, а на востоке стоит замок XVI века Кинбейн-Касл. Летом сюда каждый день можно добраться на круизном катере до острова Ратлин в пяти милях от Билли-Касла. Интереснее всего здесь Брюсова пещера, где в 1306 году Роберту Брюсу, королю Шотландии, наблюдавшему за пауком, вновь сплетавшим свою паутину, пришла мысль отвоевать свое королевство и вновь стать повелителем.

Легенда возникновения каменных призм

По древней кельтской легенде каменные призмы на берегу Ирландского побережья построил сказочный герой, великан Финн Мак Куммал. Как-то раз он захотел помериться силами с одноглазым Голом, проживающим на острове Стаффа, расположенным по другую сторону пролива. К своему сожалению, Финн Мак Куммал очень боялся воды, а подходящего средства, на котором можно было бы переплыть водное пространство, у него не нашлось. Тогда он решил построить дорогу через море прямиком к острову Стаффа. Мостил он ее 7 суток, перетаскивая граненые колонны, всаживая их глубоко в землю и плотно прижимая друг другу, чтобы они не прогнулись под тяжестью его тела.

По завершении строительства великан сильно утомился и решил отдохнуть перед сложным боем. В это время циклоп заметил каменный мост, невесть откуда взявшийся посреди моря. Он почуял опасность и решил напасть на своего врага первым. Перейдя через мост, он отыскал жилище и начал ломиться в двери. Несдобровать Финну Мак Куммалу, если бы не находчивость его жены. Она замотала мужа в простынку и только после этого запустила циклопа в дом. На разъяренные вопли женщина спокойно ответила, что хозяина нет дома, а в колыбельке спит их сын. Гол не на шутку перепугался, увидев размеры ребенка и представив рост его отца. Он в ужасе бежал с острова, разрушая за собой построенный мост, чтобы враг не настиг его.

Древняя постройка

Некоторые исследователи считают, что ирландские колонны – творение древних людей. Ведь подобная постройка не единственная в своем роде. Ее можно сравнить со «Стеной Адриана» – великолепным римским памятником, построенным во II веке н.э. в Великобритании. Длина его составляла 130 км, высота – 5 км, а ширина – 6 км. Похож на обе эти постройки и знаменитый Стоунхендж в Англии, который был сделан из огромных каменных глыб 5 000 лет назад.

На дне Тихого океана ученые обнаружили целый исчезнувший город, сооруженный в основном из обтесанных шестигранных плит, которые очень сильно походили на ирландские колонны.

Из всего вышесказанного следует вывод, что технически люди древности имели возможность строить внушительные по размерам каменные сооружения.

Мнение ученых

Ученые же объясняют ирландское чудо очень просто. Миллионы лет назад, образовавшаяся после извержения вулканов магма, начала застывать. Когда подобные процессы происходят на морском побережье, то сверху слой магмы распадается на геометрически правильные шестигранники. Затем процесс кристаллизации углубляется внутрь и порождает граненые базальтовые колоны. Вот такое обычное объяснение у одного из самых, казалось бы, загадочных сооружений нашего века.

Некоторое время назад «Дорога гигантов» была признана четвертым чудом света в Великобритании (по материалам газеты Times). Эти древнейшие образования защищены ЮНЕСКО и принадлежат Национальному фонду.

Факты про Дорогу Гигантов

  • Время образования: Дорога гигантов появилась около 60 млн лет назад.
  • Число базальтовых колонн: Около 40 000.
  • Высота и размеры: Самая высокая -12м, самая широкая -25 м толщиной.
  • Достопримечательности: Каминные трубы, Орган великана. Флейта великана, Великаний сапог и Пастушья лестница.

Тропа великанов находится на северном побережье Ирландии в 100 км к северо-западу от Белфаста, около 3 км к северу от города Бушмиллс и славится своим уникальным ландшафтом.

Множество стоящих рядом каменных столбов образует собою подобие дороги, что словно вымощена необычной брусчаткой. Существует немалое количество вариаций легенды о возникновении Тропы великанов и мы расскажем вам одну из них.

Давным-давно, когда на Земле жили гиганты, обитающий в этих краях великан Фин Маккул захотел помериться силою с великаном Бенандоннером и вызвал его на бой. Тщеславный Бенандоннер принял вызов, захотев проучить дерзкого Фина и собрался в путь.

Соперников разделяло море, и чтобы оказаться во владениях Фина, Бенандоннер стал вбивать в морское дно огромные столбы, создавая подобие моста. Немало потратил он времени и сил, но всё же добрался до другого берега и решил вздремнуть перед грядущим поединком.

Жена Финна Маккула прогуливалась вдоль прибрежной полосы и внезапно заметила спящего Бенандоннера. Оценив, что соперник мужа больше и сильнее, она решила пойти на хитрость и запеленала своего мужа-великана как младенца.

Когда Бенандоннер пришел к ним домой и увидел такое «дитя», то не на шутку испугался: ведь, если это всего лишь ребёнок, то какой могучий у него отец?! И Бенандоннеру ничего не оставалось как бежать обратно в свои земли, попутно разрушая за собой мост из колонн.

Происхождение Тропы великанов смогли объяснить не только местные придания, но и учёные. По их мнению аномально симметричные столбы образовались во время извержения вулкана более чем 50 миллионов лет назад. В результате химических реакций, давления и наслоения лава превратилась в правильные по форме шестиугольники, что мы можем созерцать в настоящее время.

Ещё одна достопримечательность Тропы великанов - это так называемые «печные трубы». Под действием эрозии и выветривания некоторые столбы стали возвышаться над остальными и со стороны напоминать печные трубы старинного замка. Испанский военный корабль «Гирона», спасаясь после поражения «Непобедимой армады» в 1588 году, сделал по утёсу несколько залпов из пушек, поскольку испанцы приняли его за вражеский замок.

Это живописное место вдохновляло творческих людей XIX века: художников, писателей и даже музыкантов. Натуралист Джозеф Бэнкс, не раз посещавший Тропу великанов, однажды сказал: «По сравнению с этим что такое соборы и дворцы, возведенные человеком? Просто игрушечные домики».

Видео – Тропа Великана

Около 40 тысяч огромных каменных колонн настолько тесно примыкают друг к другу, что создаётся впечатление, что установил их здесь какой-то гигант – герой ирландских мифов и легенд. Диаметр этих столбов от 30 до 50 сантиметров, они имеют ровные вершины и несколько граней (у четверти – по пять, у остальных – четыре, семь и даже девять углов). Расположена Тропа Гигантов (или как её ещё называют – Дорога Гигантов) в Северной Ирландии недалеко от небольшого городка Бушмиллс. Она опоясывает утёсы, что расположены на побережье Козвэй-Кост, а потом понемногу уходит под воду в сторону Шотландии.

Масштабы этого удивительного места поражают. Если посмотреть на Дорогу Гигантов сверху, то она действительно чрезвычайно похожа на выложенную камнем дорогу, которая тянется вдоль побережья 275 метров и уходит в Атлантику ещё на полторы сотни метров.

Средняя высота столбов приблизительно шесть метров, хотя нередко можно увидеть колонны высотой в двенадцать. Если смотреть на них сверху, то они чем-то напоминают пчелиные соты, поскольку организовывают между собой шестиугольники, настолько плотно находящиеся по отношению друг к другу, что между ними довольно трудно просунуть даже тонкий нож.

Абсолютно все столбы тёмного цвета и невероятно твёрдые – учёные это природное явление объясняют тем, что состоят они в основном из богатого магнием и железом базальта, который при этом имеет небольшое количество кварца. Благодаря такому составу колонны в состоянии успешно противостоять разрушительному воздействию ветров и бурных волн Атлантического океана.

Колонны Дороги Гигантов в Ирландии образуют три группы площадок:

  1. Большая тропа. Колонны этой группы наиболее крупные и начинаются возле скалистых гор. Сначала они похожи на скопление огромных каменных ступеней, некоторые из которых достигают до шести метров высоты. Ближе к воде ступени постепенно выравниваются, пока не начинают образовывать покрытую камнем дорогу, ширина которой составляет от 20 до 30 метров.
  2. Средняя и Малая тропы. Столбы этих групп находятся возле Большой тропы и по форме скорее похоже не на дорогу, а на курганы. Поскольку каждая такая колонна имеет плоскую вершину, есть возможность осторожно (особенно возле воды, потому что там они чрезвычайно мокрые и скользкие) перейти с одного столба на другой.
  3. Остров Стаффа. В 130 км от побережья расположен небольшой необитаемый остров Стаффа (в переводе – «остров столбов»), на котором находится как бы продолжение этих колонн. Между этими столбами расположена главная достопримечательность острова – огромная Фингаловая пещера, длина которой составляет около 80 метров.

Утёсы

Сами колонны на побережье Козвэй-Кост расположены вокруг утёсов, которым впоследствии люди дали довольно-таки оригинальные названия. Например , два из них назвали в честь Арфы (колонны с этого утёса изогнутой линией спускаются к побережью) и Органа (прямые и высокие столбы, что расположены возле него, очень напоминают этот музыкальный инструмент).


Есть утёсы с такими интересными именами, как Ткацкий станок Гиганта, Гроб Великана, Пушки Великана, Глаза Великана. Здесь же можно посмотреть на Башмак Великана – двухметровый булыжник, который напоминает эту обувь (при этом даже было подсчитано, что гигант, который носил такое изделие, должен иметь не менее 16 метров роста).

Печные трубы Тропы Великанов

Есть ещё одно интересное место на Дороге Гигантов – Печные трубы, которые несколько веков назад перепугали уже разгромленную «Непобедимую Армаду».

Произошло это по банальной причине. Некоторые столбы Дороги Гигантов в Ирландии не просто возвышаются на побережье, но и с моря похожи на печные трубы огромного замка. С ним его испанцы и перепутали, и обстреляли из пушек «вражескую территорию» – то есть абсолютно пустынную территорию.

История эта для испанцев закончилась плачевно: их судно разбилось об скалы, и погибло немало людей. Найденные сокровища с корабля, после того, как они были подняты со дна моря, в наше время можно увидеть в музее Ольстера, который находится в Белфасте.

Легенда

Нет ничего удивительного в том, что Дорога Гигантов имеет свои легенды и мифы, которые объясняют его появление и образование.

Прадавние ирландцы верили, что Дорога Гигантов была построена ирландским великаном Финном Мак Кулом для того, чтобы добраться до своего заклятого врага-шотландца, проживавшего на Гебридских островах, и сразиться с ним для того, чтобы решить, кто из них сильнее.


Дальше версии немного отличаются друг от друга. По одной из них, увидев, что его соперник больше и мощнее его – Финн убежал. А когда увидел, что шотландец преследует его, подговорил жену запеленать его как ребёнка и оставить спать на берегу. По другой версии, пока ирландец строил дорогу, он так устал, что заснул на побережье, а его жена, увидев, что соперник приближается, запеленала его и выдала за дитя.

В любом случае, увидев огромного «младенца», шотландский великан решил, что с его отцом лучше не связываться и дал дёру, а чтобы ирландец его не догнал, разрушил тропу.

Изучение

Интересно, что широко известна Дорога Гигантов стала лишь в конце 17 века, когда епископ Деррийский начал усиленно рекламировать это удивительное место. А в начале 19 века тут массово начали появляться туристы.

Несмотря на то, что эта местность Департаментом окружающей среды Северной Ирландии объявлена национальным заповедником, здесь абсолютно нет каких-либо закрытых для посещения территорий, а туристы могут гулять всюду, где пожелают и куда смогут дойти. Этот факт довольно-таки нравится туристам в этой стране.

Дорога Гигантов уникальна тем, что несмотря на то, что нечто подобное существует и в других уголках земного шара, именно здесь находится наибольшее скопление подобных столбов. Нет ничего удивительного в том, что на протяжении многих веков учёные дискутировали о том, как именно возникла Тропа.

Часть из них уверяла, что гигантские столбы – это на самом деле огромные кристаллы, которые давным-давно возникли на дне древнего моря. Другие говорили, что колонны – это на самом деле окаменевший бамбуковый лес.

В наше время большинство учёных сошлись на том, что когда-то здесь существовала наибольшая на территории Европы равнина из лавы. Образовалась она благодаря огромному слою известняка, который расположен под территорией Северной Ирландии. В прадавние времена через его разломы во время извержения вулканов вытекла расплавленная лава, которая покрыла землю слоем в 180 метров, после чего начала остывать и затвердевать. А бесформенной массой не стала потому, что в её основе был базальт.

Через некоторое время, во время охлаждения, лава начала медленно уменьшаться в объёме, а благодаря базальту на её поверхности образовались шестиугольные трещины. Когда начали остывать внутренние слоя магмы, эти щели стали углубляться и образовали шестигранные колонны.

Эта теория была подтверждена группой учёных из Торонто, которые после проведённых экспериментов смогли доказать, что чем медленнее охлаждается магма, тем колонны получаются больше. Таким образом, секрет появления такого удивительного природного явления, как Тропа Великанов в Ирландии был раскрыт… Или нет?