Все о тюнинге авто

Заказ экскурсий Online. Базилика Святого Климента – многоярусный древний храм в Риме Сан клементе

С архитектурной и исторической точки зрения базилика Святого Клемента, упоминавшаяся в летописях уже с конца IV века, — один из самых замечательных храмов Рима. Первая базилика оказалась практически погребенной под пеплом пожара, разразившегося в Риме после набега норманнов в 1084 году. В XII веке по настоянию папы Паскуале II над превратившимся в руины старым зданием было возведено другое. Новый храм был построен по образцу античного, и унаследовал от него простоту форм, а также некоторые архитектурные детали, которые было возможно сохранить. Таким образом, невзирая на все последующие реконструкции, храм несет в себе типичные черты раннехристианской церкви. В связи с тем, что повторить размеры первого здания базилики оказалось невозможно, ибо фундамент его правого нефа был очень сильно разрушен, новый правый неф сделали уже левого. Однако несимметричность церкви отнюдь не умаляет ее художественной и исторической ценности.

Во-первых, кроме общей архитектурной структуры, от первой церкви сохранились удивительной свежести фрески, являющиеся едва ли не первым примером наглядного перехода латинского языка в итальянский. Главный герой фресок — святой Клемент. Сюжет одной из фресок посвящен спасению младенца, второй — прибытию мощей святого в Рим, в центральном нефе изображена комическая история римского префекта язычника Сизинния. Согласно легенде, святой Клемент обратил Теодору, жену Сизинния, в христианство, уговорив ее дать обет целомудрия. Недовольный Сизинний, подозревающий жену в связи с проповедником, устраивает в церкви скандал, за что его выдворяют из храма — об этом повествует верхняя часть фрески. Ниже следует сцена, где Сизинний приказывает слугам выкинуть святого из дома, тот же в отместку ослепляет слуг префекта, в результате чего они выкидывают из дома обломок колонны. Мало того, что вся фреска весьма напоминает комикс, так как изо рта героев вылетают реплики, на ней еще и присутствуют первые дошедшие до наших дней надписи на вольгаре — просторечном итальянском. К примеру, Сизиний кричит слугам: «Fili de le pute, traite!», что значит «Сукины дети, тяните!». Другие вульгарные выражения, которыми переругиваются ослепшие слуги под тяжестью колонны, также запечатлены на фреске.

Кроме комических фресок, интерьер базилики Святого Клемента изобилует и другими значительными деталями. Очень интересен мозаичный пол церкви в стиле «косматеско» и великолепная сверкающая мозаика «Древо жизни» XII века, изображающая райских птиц и оленей у водопоя. Заслуживают внимания также резные хоры XII века, замечательная капелла Санта-Катерина, расписанная Мазолино, со сценками из жития ученой красавицы святой Екатерины Александрийской. В самом конце левого нефа находится надгробие святого Кирилла — создателя славянской азбуки.

Посетители базилики Святого Клемента сегодня имеют возможность спуститься вниз — на уровень III века, и осмотреть обнаруженный не так давно древний храм Митры, стоявший на этом месте в имперские времена. В глубине помещения находится белый мраморный алтарь с барельефом, изображающим Митру — бога света, убивающего быка. Здесь можно услышать звук подземной реки и собственными глазами увидеть всю глубину культурных слоев, покрывающих Рим.

Базилика Сан-Клементе существует примерно с 384 года. Церковь устроена на месте дома, принадлежавшего священномученику
Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по указу Траяна. Она видела трудные года города, набеги Алариха и других варварских войск, пожар во время захвата Рима норманнами в 1084 году, да много что было на её веку. Стоит она между Колизеем и Сан-Латерано, с середины 19 века здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых была найдена самая первая базилика, а под ней еще более древние строения 1 века. То, что мы видим сейчас - здание 12 века.
Базилика названа в честь папы Климента, чьи мощи привезли из Крыма Кирилл и Мефодий, знаменитые просветители. В 1869 году Кирилл был также похоронен здесь.


Дадим слово Стендалю, который побывал здесь 15 октября 1828 года.
" Вам придется вспомнить об этой церкви, если вы когда-нибудь серьёзно захотите изучить великий механизм цивилизации и идеи вечного блаженства, который носит название "христианство". В этом отношении церковь Сан-Клементе самая любопытная в Риме.
Паперть, границ которой в 417 году (Стендаль считал, что базилика была основана в 417 году) не переступали грешники, недостойные находиться вместе с другими верующими, теперь представляет собой маленький портик перед Сан-Клементе с четырьмя колоннами (произведение 9 века). Дальше идет двор, окруженный портиком, где располагались христиане, совесть которых была не в лучшем состоянии.
Церковь в собственном смысле слова разделяется на три нефа двумя рядами колонн, взятых из разных языческих построек. Посередине
находится ограда из белого мрамора с монограммой папы Иоанна 8го, правившего в 872 году...
В Сан-Клементе sanctuarium, расположенный так же, как и в церквях греческого вероисповедания, совершенно отделен от остальной части церкви. Там находятся кресла епископа, отправляющего службу, и священников, помогавших ему во время богослужения. "

В базилике можно увидеть христианские мозаики 12 века и живопись Мазаччо.
Огромная мозаика в апсиде выполнена в 12 веке, но исследователи считают, что она повторила более раннюю, 5 века.

Основным мотивом мозаики является Древо жизни, утраченное людьми и вновь обретенное, благодаря пришествию Иисуса Христа. В центре изображение распятого Христа. 12 голубей, сидящих на кресте символизировали 12 апостолов.

Ветви лозы, произрастающие из креста, живописно простираются по всей поверхности мозаики. В ветвях можно видеть птиц, цветы и людей. Четыре человеческие фигуры, облачённые в бело-чёрные одеяния, подписаны: это латинские Отцы Церкви, блаженные Августин и Иероним, святители Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.

Внизу - источник воды живой, о котором говорит Откровение («И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Отк. 22:1).) Из источника утоляют жажду олени или лани - изображение теста псалма 41: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»

Триумфальная арка, предваряющая апсиду, также выполнена в XII веке. В центре изображение Христа Пантократора, одной рукой держащего Евангелие, а другой благословляющего верных.

Окружают Его четыре символические существа из Откровения, традиционно изображающие четырёх Евангелистов: телец (Матфей), лев (Марк), ангел (Лука) и орел)Иоанн Богослов. С одной стороны от Христа и существ представлены Исайя, призывающий благословить «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.6:1), апостол Павел и великомученик Лаврентий, который «научился от Павла принять Крест» (цитируются надписи на свитках, которые держат в руках святые).

С другой стороны, изображён Иеремия, утверждающий: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар.3.36), Климент и апостол Петр, призывающий Климента «воззреть на Христа, которого я (то есть Пётр) проповедал тебе»

В базилике есть более древние фрески.


Капелла Святой Екатерины была воздвигнута между 1411 и 1431 годами, когда её основатель кардинал Бранда ди Катильоне был кардиналом-священником Сан-Клементе. Капелла расписана думы мастерами: Мазолино и Мазаччо, до сих пор нет четкого разделения авторства.
Стендаль очень высоко оценивает Мазаччо:" Достоинства этого художника можно понять, только прожив два года в Италии. Мазаччо умер 42 лет от роду, вероятно от яда (в 1443 году). Это одна из самых великих потерь, какую когда-либо понесло искусство. Если бы Мазаччо родился на сто лет позже, когда живопись создала уже великие образцы, он стал бы соперником Рафаэля, обладая равным с ним гением"
Фреска, действительно очень гармонична по цвету и композиции.



Базилика Cвятого Климента (Basilica di San Clemente) – церковь, которую стоит посетить всем, кто хочет ощутить, что «Вечный город», не фигура речи, а отражение реальности.

В этой небольшой церкви, находящейся к востоку от (Colloseo), под вполне обычным обликом итальянского сейченто, кроется настоящий кладезь христианских святынь, произведений искусства и пласт исторических наслоений от императора Нерона до XVIII века.

Не удивляйтесь, но именно базилика San Clemente в Риме – это место, где вы можете поклониться даже православным святым. Под ее сводами обретаются мощи святого Климента, четвертого римского епископа, принявшего мученическую смерть в инкерманских каменоломнях и Кирилла, одного из славянских просветителей, подаривших нам Азбуку.

Гробница Климента находится в нижней церкви, поскольку базилика представляет собой лестницу в прошлое, и это не фигура речи. Спустившись вглубь храма можно перенестись из сегодняшнего дня в эпоху .

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.


Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Во время раскопок раннехристианской базилики археологи ждали еще удивительные находки, датированные I-III веками нашей эры.


Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.


На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Средний ярус базилики содержит сильно разрушенную раннехристианскую церковь, созданную около IV века н.э., которая пострадала во время Норманнского нашествия.

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего и являются лингвистическим памятником.


В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок» , где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень


Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол. В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим.


Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.) . Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Как добраться, время работы

Адрес: Via Labicana, 95, Roma

Добраться можно на , ехать до станции Colosseo, а потом пройтись пешком на юго-восток, по улице Via di San Jiovanni in Laterano. На мощеной брусчаткой улице почти неприметна, используйте в качестве ориентира улицу Via dei Normanni. Пройдя еще квартал, сворачивайте налево, на улицу Piazza di San Clemente. Сразу за углом вы увидите ворота под двускатной крышей и мраморной табличкой над ними.

  • Время работы храма: службы проводятся с понедельника по субботу в 8:00 и 18:30 на итальянском языке; по субботам в 9:30 — службы на латыни (октябрь-июнь);
  • Время работы Митриума: с понедельника по субботу с 9:00 до 12:30 и с 15:00 до 18:00;
  • Стоимость билета в Митриум: полный — 5 евро, студентам в возрасте до 26 лет — 3,5 евро. С 1 июля 2015 года цена билетов будет изменена!
  • Официальный сайт: www.basilicasanclemente.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

) является одной из первых христианских базилик в городе. Посвящена церковь папе Клементу, который жил на заре христианства.

История церкви

Внутри Сан-Клементе прекрасно декорирована, однако она более известна благодаря тому, что в ней также сохранились остатки античного храма з-го века, на месте которого Сан-Клементе и была построена. Посетив церковь можно также спуститься на более низкий уровень здания и исследовать зону археологических раскопок, которая перенесет посетителя во времена Древнего Рима.

В конце первого века нашей эры на месте Сан-Клементе находилась римская инсула, которая стала со временем местом встречи первых христиан. Эта коммуна христиан была известна под именем titulus Clementis, что согласно римской традиции, скорее всего, обозначало имя владельца здания. Некоторые считают, что это был римский консул Тит Флавий Клемент.

В конце третьего века внутренний двор этой инсулы был превращен в храм Митры, культ которой был весьма популярен в то время. Спустя некоторое время над этим внутренним двориком инуслы была построена базилика. После того как в Риме прекратились гонения на христиан, храм Митры был превращен в христианскую базилику. Остатки именно этой базилики сегодня можно увидеть в зоне археологических раскопок.

Это была очень почитаемая церковь на заре христианства. В 5 веке в Сан-Клементе прошло два церковных собора. В 6, 8 и 9 веках перестраивали и реставрировали. В 1084 году церковь сильно пострадала во время атаки норманнов на . К этому времени церковь уровень церкви находился на пять метров ниже уровня Рима, и здание Сан-Клемента было само по себе небезопасно. Таким образом, было решено поверх старой церкви построить новую, что и было сделано в 1108 году.

Архитектура церкви

Эта церковь дошла до наших дней практически без изменений. В 18 веке Сан-Клименте была отреставрирована, а в 19 веке начались раскопки первой христианской базилики. Верхняя церковь является одной из наиболее богато декорированных церквей в Риме. Посетители могут осмотреть мозаику 12 века, фрески эпохи Возрождения, а также богато декорированные гробницы.

В нижнем уровне церкви Сан-Клементе можно осмотреть остатки римской инсулы, алтарь храма Митры , и остатки первой христианской базилики. Также в церкви находятся мощи просветителя Кирилла.

Церковь Сан-Клементе на карте

Планируя поездку в Рим, мне хотелось посмотреть римские катакомбы — старые развалины, которые находятся под землей. Все путеводители говорили, что попасть туда крайне сложно. В одном из них было упоминание о Базилике Святого Климента.

Базилика Святого Климента

Базилика Святого Климента очень наглядно показывает как давно в живут люди. Именно здесь понимаешь, что Рим это не просто древний город. Это город, который был центром европейской цивилизации почти три тысячи лет. У него были времена расцвета и падения. Но лучшие инженеры и художники разных эпох наполнили этот город таким количеством шедевров, которого нет ни в одном другом городе мира.

Я бы не сказала, что Церковь святого Климента — шедевр, но спустившись на три этажа вниз, можно за один час пройти историю Рима. С виду это обычная церковь, с барочным фасадом. Она не самая большая и не самая красивая в Риме, её фасад датируется XVIII веком.

Церковь IV века и мощи Святого Кирилла

Однако у церкви есть свой секрет. Если спуститься на несколько этажей под землю, то можно оказаться в церкви более ранней постройки. Здесь находилась одна из ранних христианских церквей, построенная в IV веке и обнаруженная при раскопках в XIX. И здесь мы обнаруживаем еще один сюрприз – мощи святого Кирилла. Этот святой — один из авторов современного русского алфавита. Здесь посреди подземелья стоят благодарственные надписи от славянских народов.

Можно сказать, что Кирилл был первым протестантом, ведь именно ему мы обязаны тем фактом, что православная библия на славянском языке, а не на латыни. Считается, что братья Кирилл и Мефодий составили старославянскую азбуку в 863 году. Дело было в Болгарии именно на этот язык были переведены основные богослужебные книги. О времени изобретения славянской азбуки свидетельствует сказание болгарского монаха Черноризца Храбра, современника царя Симеона, «О письменах»

Храм Митры и дома римлян.

Но в базилике есть еще один подземный уровень, и здесь можно увидеть остатки более древнего города. Примерно первого века нашей эры. Тогда на этом месте находился храм Митры и митраистская школа. Здесь можно посетить небольшое помещение со скамьями по бокам и алтарем посередине. Сами здания небольшие и проход внутрь запрещен. Но можно посмотреть алтарь с изображением Митры, убивающего быка.

«Убийство быка символизированные ножом, освобождают при весеннем равноденствии жизненные сущности земли — кровь быка, которая, Солнца, оплодотворяет семена живых вещей. Собаки были священными в культе Митры как символы искренности и преданности. змею как эмблему Аримана, Духа Зла, и ему посвящались водяные крысы. Бык эзотерически означал созвездие Тельца; змея, Зодиаке, представлена созвездием Скорпиона; солнце, Митра, заходит со стороны быка, убивает небесное создание и питает Вселенную.» http://carabaas.livejournal.com/1068617.html

Представьте себе, что в этом месте люди молились на протяжении двух тысяч лет!

Так что, если есть желание походить под землей, по узким улочкам древнего Рима, то вам сюда. К тому же здесь, под ногами, слышно еще один уровень – это течет вода по древней римской канализации («клоака массима»). Здесь же и остатки города, погибшего при пожаре во времена Нерона.

Рим не всегда был богатым и процветающим городом. И когда он переживал не лучшие времена, здания рушились. Так произошло и с древней базиликой святого Климента – у нее обвалилась крыша. Но когда город снова возродился, церковь построили на том же месте. Вот и получилось, что церковь многоуровневая. И Рим весь такой.