Все о тюнинге авто

Воспитательный дом во флоренции 1421 1444. Воспитательный дом

Ансамбль Воспитательного дома, капеллу Пацци, базилику Сан Лоренцо, etc. Что нам известно о нем и почему его постройки приковывают столь пристальное внимание?

"Многие, кому природа дала малый рост и невзрачную наружность, обладают духом, исполненным такого величия, и сердцем, исполненным столь безмерного дерзания, что они в жизни никогда не находят себе успокоения, если не берутся за вещи трудные и почти что невозможные и не доводят их до конца на диво тем, кто их созерцает".
Джорджо Вазари

Если город велик, то у потомков возникает непреодолимое желание погреться в лучах его славы, так как нет лучшего способа подчеркнуть значение нового города, чем уподобить его одной из легендарных столиц. Так, после признания Константинополя "Римом вторым" уже несколько городов с гордостью называют себя "третьим Римом ". Россиянам ближе всего пример Москвы; ну что же, имея исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку, столица России вполне может применить к себе выражение, что "все дороги ведут в Рим ", а если для окончательной правдоподобности городу не хватает своих холмов, то можно посчитать и окрестные - лишь бы их в конечном счете стало семь.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре проектировался как раз с таким расчетом, чтобы внутри могло поместиться все население города (на тот момент - 90000 человек): нечто вроде громадной крытой площади. Получилось и вправду впечатляющее сооружение: длина - 153 метра, ширина в трансепте - 90 метров. По величине - четвертая церковь в мире, после римского Святого Петра, лондонского Святого Павла и Дуомо в Милане . Сами по себе эти цифры, возможно, ничего не говорят, но стоит обойти собор кругом, как сразу станет понятно, насколько он огромен.

Но есть и совершенно справедливые сравнения. Испокон веков "колыбелью архитектуры" считаются греческие Афины, древние эллины оставили после себя несокрушимые архитектурные принципы, которые римский теоретик Витрувий объединил тремя словами "польза, прочность, красота". Очень много столетий спустя, в небольшом тосканском городе Флоренция местные гуманисты возродили греческие каноны, переработав их ровно настолько, чтобы на Земле появился принципиально новый, революционный стиль Ренессанс, а Флоренция получила право называться "новыми Афинами".

Периодом расцвета вновь возрожденного стиля считается эпоха Кватроченто, т.е. XV век, но первые постройки, идущие вразрез с романскими и готическими понятиями о красоте, появились во Флоренции еще в XIV веке. Среди тесной средневековой застройки возникали (сперва разрозненными вкраплениями) сооружения новой эпохи. Сначала это были непривычные здания промышленных мануфактур, затем появились первые дома гильдий и, наконец, напротив баптистерия Сан Джованни на высоту 84 метра взметнулась колокольня Джотто . Ее строительство было начато в 1334 году рядом с недостроенным собором Санта Мария дель Фьоре . Когда Джотто предложили продолжить строительство Дуомо, он предпочел направить свои усилия на возведение колокольни, но ему принадлежат основные идеи трехцветного мраморного декора и восьмигранных пилястр*, перенесенных впоследствии и на весь Собор.

Купол собора

Давнее соперничество между Флоренцией , Пизой , Сиеной и Луккой выражалось по-разному, но в области архитектуры первая немного отстала. До конца XIII века главным церковным сооружением Флоренции была древняя церковь Санта Репарата, в то время как конкуренты уже давно обзавелись новыми большими соборами. Только в 1294 г. зодчий Арнольфо ди Камбио получил от гильдии искусств задание построить новую величественную церковь на месте старой (интересно, что во время строительства Дуомо, за его стенами долго сохраняли первую церковь, в которой продолжались богослужения). Архитектор приложил немало усилий, чтобы оправдать доверие сограждан, и заложил собор длиной 169 м, а шириной в средокрестии 42 м. На момент завершения постройки (в 1434 году) это здание было самым большим в Европе.

Триумфальное окончание строительства приходится на конец XV века, а до этого времени собор долго стоял обезглавленным. Неоднократно Синьория города объявляла конкурс на проект возведения купола, но со времен императора Адриана и архитектора Аполодора Дамасского (118-128 гг.) ни один зодчий не смог построить сооружения, равного римскому Пантеону по диаметру купола. Множество проектов было представлено на суд отцов города, но самым остроумным среди них было предложение одного конкурсанта: засыпать внутреннюю часть собора землей вперемежку с серебряными монетами. Оригинальность идеи заключалась в том, что после окончания возведения купола на земляной опалубке, в здание следовало запустить горожан, которые в поисках денег вынесут всю землю из собора.

Очередь на вход в собор Санта-Мария-дель-Фьореогромная, но для тех, кто хочет ее обойти, есть способ. Для этого нужно найти вход в купол и надпись Priority line - за 7 евро с человека вы проходите сразу в начало очереди в купол, а затем через специальный вход отдельно в сам собор. 7 евро и вы не получите солнечный удар и сэкономите время на то, чтобы посмотреть еще что-то в этом прекрасном городе. Стоимость входа в собор - 8евро. В кассе принимают только наличные

Неизвестно, сколько времени продолжались бы конкурсы, и чем бы завершилось строительство Санта Мария дель Фьоре , если бы в 1417 году представители Опера дель Дуомо (строительного управления собора) не обратились к мастеру Филиппе Брунеллески за советом . Зодчий не только согласился со всеми опасениями строителей, но и назвал дополнительно множество других трудностей, о которых главные мастера и не подозревали. Когда же обескураженный начальник строительства убедился в полной невозможности возвести когда-либо грандиозный купол, Филиппе остроумно заметил: "Когда все будет подготовлено, непременно найдется кто-нибудь, чтобы возвести свод; так как здание это священное, то Всемогущий Господь, для которого нет ничего невозможного, нас не оставит".

Так уж было угодно Всевышнему, что именно Филиппе Брунеллески стал тем самым человеком, который смог возвести купол собора Санта Мария дель Фьоре , Начав свою архитектурную деятельность решением самой значительной и трудной задачи, стоявшей перед строителями его родной Флоренции , бывший ювелир разрушил средневековые строительные догмы и вывел архитектуру на новую ступень развития. Сначала идеи Брунеллески многим показались фантастическими, но архитектор сумел убедить в своей правоте коллег и городские власти Флоренции . Он начал возведение купола без каких-либо строительных лесов, что позволило значительно сэкономить на средствах и материалах, при этом купол должен был стать не сферическим, а стрельчатым, вытянутым. Всю основную нагрузку приняли на себя восемь ребер купола.

Строительство купола диаметром 42 метра в основном было завершено к 1436 году, тогда же (25 марта) состоялось освящение собора Папой Римским Евгением IV. В 1471 году, уже после смерти Филиппе, был сделан "последний штрих" - фонарь купола собора увенчал шар с крестом. Сооружение собора, посвященного Деве Марии с цветком Лилии в руке, обошлось Флоренции в 18 миллионов золотых флоринов и продлилось 175 лет.

Значение новаторской роли Брунеллески для новой архитектуры невозможно переоценить. Посвящая флорентийскому архитектору свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это "...великое сооружение, вздымающееся к небесам, настолько обширное, что оно осеняет собою все тосканские народы и воздвигнутое без всякой помощи подмостей или громоздких лесов, - искуснейшее изобретение, которое поистине, если я только правильно сужу, столь же невероятно в наше время, сколь, быть может, оно было неведомо и недоступно древним".

Воспитательный дом

Филиппо Брунеллески прославился как строитель, водрузивший купол на октагон средневекового собора, тем самым изменив силуэт родного города. Но планировка Флоренции при этом оставалась неизменной; по-прежнему узкие улочки опоясывали грандиозный объем Дуомо, который, вырываясь из цепких объятий, стремился ввысь к чистому небу Тосканы . А новые принципы гуманизма требовали не только новых форм, но и совершенно другого, более свободного пространства.

Как архитектор-градостроитель Филиппе впервые выступает при создании совершенно необычного для средневековой архитектуры ансамбля Воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти - приюта невинных).

Нужно сказать, что флорентийские власти и раньше заботились о брошенных детях и больных. Еще в конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции обязал крупнейшие промышленные гильдии организовать приюты для своих незаконнорожденных младенцев. Для этих целей использовались уже существующие госпитали, которые сочетали в себе функции больницы, странноприимного дома и детского приюта. Комплекс Оспедале дельи Инноченти стал учреждением нового типа - Воспитательным домом. В его стенах не только принимали и выкармливали подкидышей; дети-сироты жили там до 18 лет и выходили из ворот приюта, получив образование и специальность.

В 1410 году богатый купец Франческо Датини да Прато оставил по завещанию значительную сумму именно на строительство Воспитательного дома, через девять лет гильдия шелкопрядильщиков Арте делла Сете выкупает у частного лица большой участок земли рядом с церковью Сантиссима Аннунциата и 17 августа того же года приступает к строительным работам. Для руководства строительством были избраны три человека, из которых только Филиппе Брунеллески являлся архитектором, двое других уважаемых граждан Флоренции должны были осуществлять наблюдение над работами и контролировать расходы.

Составить проект, естественно, доверили Филиппе, но, к сожалению, мастер не любил рисовать, хотя и получал по 15 фьорини за рисунки для отдельных элементов здания, так что теперь никто не берется точно сказать, что в этом здании выполнено по замыслу Брунеллески, что принадлежит его последователям, а что искажено при реставрации. Тем не менее, общий замысел ансамбля, безусловно, принадлежит первому архитектору эпохи Возрождения .

Композиция этого сложного комплекса, объединившего в себе жилые, хозяйственные и культовые помещения строится вокруг центрального двора. Внутренний двор - неотъемлемая часть итальянских жилых домов - был мастерски использован Брунеллески для объединения всех помещений. Главный фасад здания, выходящий на площадь Сантис-сима Аннунциата, украшен легкой и прозрачной лоджией; архитектор сумел придать древнему мотиву арочной колоннады облик приветливого, гостеприимного вестибюля.

К июню 1427 года значительная часть ансамбля была уже завершена, но в это время комиссия, курирующая строительство, принимает решение о значительной переделке строящегося Воспитательного дома. Оскорбленный Брунеллески оставляет строительную площадку, так как не хочет мириться с невежественными предложениями о кардинальной перестройке созданного им архитектурного комплекса, практически уже завершенного. Гордый флорентиец, как всегда, резко отреагировал на очередную несправедливость, отказавшись от дальнейшего надзора за строительством своего детища. Однако из документов известно, что к нему неоднократно обращались за советом и консультацией вплоть до 1445 года, когда Воспитательный дом был торжественно открыт. Это событие состоялось 25 января, а уже 5 февраля в восемь часов вечера на крыльцо нового приюта принесли первого младенца - девочку, которую при крещении назвали Агата Смеральда.

Спокойное гармоничное здание Воспитательного дома и сегодня привлекает к себе внимание ценителей прекрасного. Композиционный замысел, ясно отражающий общественное назначение сооружения, простота форм и четкость пропорций роднят этого первенца нового направления в зодчестве с архитектурой античной Греции. Именно по этому Оспедале дельи Инноченти принято считать первым примером архитектуры Ренессанса.

Капелла Пацци

За рассмотрением крупных работ маэстро Брунеллески было бы несправедливо оставить без внимания некоторые работы мастера, небольшие по размерам, но выдающиеся по значению. Самым характерным для Брунеллески и самым совершенным его произведением специалисты единодушно называют маленькую капеллу Пацци, семейную молельню в монастыре Санта Кроче. По замыслу архитектора, двор монастыря должен был превратиться в церковь под открытым небом, а этому небольшому сооружению, заказанному Брунеллески семейством Пацци, предстояло сыграть роль главного алтаря. Окончательному замыслу Филиппе так и не суждено было осуществиться, но мастер сумел достичь удивительного единства капеллы и монастырского двора, подчеркнув самостоятельность маленькой семейной молельни.

В этом случае Брунеллески выступает не только как мастер нового направления, свободно владеющий объемом, но и как дизайнер, способный грамотно организовать внутреннее пространство. Одним из достижений Филиппе в области интерьера, на примере капеллы Пацци, следует считать тот факт, что он смог несколькими приемами добиться совершенно неожиданного впечатления - внутреннее пространство капеллы кажется значительно больше, чем оно есть на самом деле.

В интерьере капеллы Брунеллески пользуется новым приемом выявления основы композиции материалом и цветом ордера. При взгляде на легкую, изящную отделку внутреннего пространства этого сооружения даже в голову не приходит, что всего несколько лет назад церковные сооружения только подавляли и унижали людей, пришедших в храм, а здесь стало возможно общаться с Богом почти на равных.

Одновременно со строительством купола Дуомо и Воспитательного дома Брунеллески перестраивал старую базилику Сан Лоренцо (приходскую церковь семьи Медичи), участвовал в создании проектов для палаццо Парте Гвельфа и палаццо Пацци, церкви Сан Спирито и многих других. Основная часть этих проектов была осуществлена уже после смерти маэстро его учениками, но во всех его работах чувствуется тот неукротимый дух новатора-бунтаря, который позволил ему перевернуть все существующие представления об архитектуре и предложить миру новый человеческий стиль зодчества.

Остается добавить, что, несмотря на то, что маэстро Брунеллески довольно часто покидал родной город, большинство его произведений посвящены Флоренции . Этому городу судьбой суждено было стать "Новыми Афинами" и "колыбелью Возрождения ", так что архитектора Фи-липпо Брунеллески можно считать мастером, вырезавшим эту колыбель из камня.

*Пилястра - (от лат. Piles - столб) - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель база) и пропорции, что и колонна.

Ирина Нехорошкина. Italica №3 2000 года.

архитектором Филиппо Брунеллески . Одно из первых сооружений в стиле Возрождения , оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Брунеллески, Капелла Пацци

    ✪ Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Субтитры

Одно из великих пространств Ренессанса - капелла Пацци в монастыре Санта-Кроче. Мы находимся в ней, сидим на скамье, идущей вдоль стены, потому что это здание изначально использовалось, как капитул. То есть зал собраний для монахов Санта-Кроче. Они сидели прямо там, где и мы сейчас. Прямо на выходе из клуатра. Это традиционное место для зала собраний. Перед нами здание, которое является полноценным примером архитектуры раннего Ренессанса. Его автор - Брунеллески, хотя оно было закончено после его смерти. Мы видим все те элементы, которые ожидаем от Брунеллески. Использование пьетра серена - серовато-зелёного камня, который подчёркивает декоративные элементы на стенах. Он подчёркивает также и сами стены, пространство и доминирование некоего геометрического совершенства. Мы сразу замечаем прямоугольники, квадраты, круги и полукруги, но как только я вошла в эту капеллу, меня охватило чувство, что я оказалась в древнеримском храме. Действительно, эта часовня очень напоминает здания с центральным планом. Скажем, нечто вроде Пантеона. Его создатель уделил внимание своего рода геометрическому совершенству и центральности, которые мы действительно ассоциируем с древним миром, поэтому я думаю, что Вы правы. Думаю, архитектор очень старался создать этот классицизм, добиться этого возрождения стандартов и идей Древнего Рима. Симпатичные пилястры с каннелюрами, длинные стены, и полусферический купол с круглым отверстием в центре и окнами, прорезавшими его бока, благодаря чему в капеллу заходит этот чудесный свет. Купол у неё парусный, и на парусах - треугольных элементах, на которых покоится купол, мы видим медальоны. Терракотовые, сделанные Лукой делла Роббиа, который недавно довёл до совершенства своё умение обжигать свои работы при температуре, достаточно высокой для образования глазурей. Он использовал глазури в современном смысле этого слова. Это здание действительно ощущается как центральное в плане. Архитектор словно хотел построить что-то не являющееся базиликой. Это капитул, а не храм, и всё же у его создателя было стремление работать с централизованным пространством, которое стало ещё важнее В высоком Ренессансе, для таких художников, как Браманте или Леонардо да Винчи. Когда вступаешь в это здание, тебя охватывает ощущение, что ты находишься в полностью выстроенной, упорядоченной, спроектированной среде. Это пространство рациональное, полностью подчинённое общей концепции проекта. Мы говорим о нём так, как будто оно центральное в плане, но это не совсем так. Нет. Его ширина несколько больше, чем длина, и если посмотреть на центральный купол, который отчётливо доминирует над зданием, по обе стороны от него видны небольшие цилиндрические своды. Брунеллески взял прямоугольное пространство и сделал его как можно более близким к квадрату, увенчанному куполом, но с двумя маленькими цилиндрическими сводами по обе его стороны… Это подчёркнуто не только геометрией сводов, но и геометрией пола. Купол чётко выстраивает пространство и создаёт это ощущение классицизма, которое охватывает нас.

История

Строительство

Учреждение было создано в рамках обширной программы благотворительных инициатив флорентийской олигархии, направленной на улучшение условий жизни граждан и санитарной обстановки. Строительство приюта было поручено в 1419 году архитектору Филиппо Брунеллески флорентийской гильдией искусств Арте делла Сета . Местом для строительства воспитательного дома был выбран монастырский огород близлежащей церкви Сантиссима-Аннунциата . До 1427 года работами руководил непосредственно Брунеллески; тогда первый этап строительства был завершён. В 1430 году к южной части здания была добавлена пристройка, а в 1439 году был закончен верхний этаж, однако без пилястр , которые были предусмотрены Брунеллески. Позже был добавлен и сводчатый коридор в левой части лоджии. Поскольку строительство лоджии было начато раньше, чем самого учреждения, воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 году . Он стал первым сиротским приютом Европы такого масштаба .

Учреждение

Воспитательный дом нёс ответственность за бездомных детей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Его деятельность отражала социальные и гуманистические взгляды Флоренции в период раннего Возрождения. Первый подкидыш появился там 5 февраля 1445 года , десять дней после открытия. Когда дети попадали в приют, сначала за ними ухаживали кормилицы , однако постепенно их отучали от кормления грудью . Мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Девочки, в свою очередь, считались слабым полом, хрупкими и наиболее уязвимыми; преподаватели обучали их шитью, приготовлению пищи и другим умениям, необходимым для будущей домохозяйки. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность либо выйти замуж, либо уйти в монастырь. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни то, ни другое, к южной части здания со стороны улицы Виа де"Фиббиаи была добавлена специальная пристройка.

Иногда детей оставляли в чаше перед портиком , однако в 1660 году она была убрана. На её место было установлено крутящееся горизонтальное колесо, которое относило младенца внутрь здания, при этом родитель ребёнка оставался незамеченным; это позволяло людям оставлять своих детей анонимно. Эта система работала вплоть до 1875 года , когда приют был закрыт.

Наши дни

Сегодня в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ . В наши дни „Приют невинных“ также является национальным центром детства и юности .

Архитектурные особенности

В центре здания находится квадратный двор, окруженный аркадой с приподнятым сводом . Арки опираются на колонны коринфского ордера , и в целом план выполнен на основе единого модуля. Раньше тут располагались лоджии .

Воспитательный дом во Флоренции интересен тем, что в нём впервые сочетаются колонны и несущие арки. В здании отражено чистое и ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб . Простые пропорции здания отражают новую эпоху: светское воспитание и понятие порядка и чёткости.

Брунеллески предусмотрел в своих проектах сочетание классической

Здание Воспитательного дома украшает одну из главных площадей Флоренции - Сантиссима Аннунциата, наряду с церковью и монастырем Деи Сервиди Мария.

В обращении членов гильдии к властям города было сказано: «Приют, называемый Санта-Мария дельи Инноченти; в него будут приниматься дети, которые вопреки законам естества были брошены отцом и матерью и которых в народе принято называть “подкидышами”»

Основание этого приюта для сирот и незаконнорожденных детей было связано с гражданской жизнью города, а не религиозной, как прежде, что отвечало новым гуманистическим веяниям эпохи. В конце XIII века Генеральный совет народа во Флоренции поручил крупнейшей гильдии шелкопрядильщиков и ювелиров заботу о сиротах. Несмотря на то что в городе уже были госпитали - Сан-Галло на северо-западной окраине и Санта-Мария делла Скала на юго-западной, - было принято решение о строительстве нового здания для приюта младенцев.


В начале XV века коммуна, используя капитал, завещанный для этой цели богатым купцом Франческо Датини да Прато, купила участок земли в городе, который был занят садами и огородами. Брунеллески, входившему в эту гильдию, было поручено разработать проект Воспитательного дома, который открылся уже в 1444 году. Наряду с ним для ведения строительного процесса были избраны Горо Дати, Франческо делла Луна; они не были архитекторами и лишь осуществляли общий надзор над строительным процессом и контроль над расходами. Нельзя сказать, что у всех троих сложились хорошие отношения.

Хронист Г. Дати в своей «Хронике» пишет, что в этом «новом Оспедале будут принимать любое дитя мужского и женского пола, всем давать кормилиц, всех содержать и, когда девочки вырастут, их выдадут замуж, а мальчиков обучат ремеслам, что явится делом, заслуживающим уважения»

Отличие Воспитательного дома от средневековых госпиталей состояло в том, что обычно в последних сочетались функции больницы, странноприимного дома и детского приюта. Новое же здание было предназначено только для детей и для их воспитания до 18-летнего возраста. По выходу из приюта они владели определенными профессиями и специальностями: девочки осваивали навыки домоводства, рукоделия и чаще всего выходили замуж, мальчики могли зарабатывать на жизнь ремеслами. В Воспитательном доме были не только ясли для грудных детей, школа, разного рода мастерские, но также и церковь с аптекой. В соответствии с замыслом Брунеллески здание выглядело как одноэтажное, однако не было таковым: первый этаж уходил под землю, то есть был подвальным. В том, как были распределены помещения на этих ярусах, несложно увидеть символичность. Помещения внизу предназначались для ремесленных мастерских, столовой и других бытовых помещений, в то время как наверху находились помещения для духовного времяпрепровождения, отдыха. Исследователи предполагают, что на такой замысел повлияли идеи Платона о воспитании идеальных граждан для совершенного государства.

Ни сам Брунеллески, ни его современники не придавали Воспитательному дому большого значения для творческой биографии мастера в отличие от нынешних ученых, которые видят в этом проекте начало собственного пути зодчего и проявление его независимого стиля. К сожалению, графические планы и архитектурный макет дома были утрачены. Вазари в «Жизнеописании» лишь кратко упоминает Воспитательный дом на фоне основного повествования о строительстве купола собора Санта-Мария дель Фьоре, которое велось в это же время. Однако сохранилась документация, связанная с формальной частью строительства.

Для открытия «мужского дворика» в 1445 году была организована специальная церемония с участием консулов гильдии торговцев шелком, епископа Фьезоле, папского легата и иерусалимского патриарха. Об участии Брунеллески в этом событии сведений не сохранилось

Работы на приобретенном участке начинаются в августе 1419 года, в 1420 году была выполнена закладка фундамента для главного портика - после того, как было получено разрешение на сооружение широкой лестницы перед ним, которая вышла за пределы купленного участка и заняла часть общественной земли. Еще через год начали привозить колонны, а там, где должна была быть устроена капелла приюта, установили первую колонну. Тогда же впервые упоминается имя Филиппо в связи с получением гонорара за рисунки пилястр и оформление дверных проемов. В течение следующих лет имя Брунеллески неоднократно встречается в документах, вплоть до 1427 года, когда была завершена главная галерея с портиком. Начиная с этого года и до полного окончания строительных работ руководство переходит к Франческо делла Луна. Известно, что в июне 1427 года состоялся торжественный деловой завтрак, на котором присутствовали «консулы и мастера и многие торговцы», представители гильдии. Было решено увеличить изначальный проект, так как здание показалось слишком маленьким для всех необходимых нужд. Брунеллески, видимо, отказался от дальнейшей работы, и ее возглавил делла Луна, который не только расширил проект, но и внес некоторые изменения в уже отстроенную его часть. Во время завтрака обсуждался и был утвержден «выполненный на пергаменте живописцем Герардоди Джованни рисунок постройки», который включал дополнительные помещения. В последующие годы здание неоднократно поновлялось и переделывалось, вплоть до наших дней оно используется по своему непосредственному назначению (только на первом этаже открыт небольшой музей, посвященный истории создания Воспитательного дома). В 1842 году после сильного землетрясения пришлось заменить все колонны в портике, выполненные по рисункам Леопольдо Паски. Фасад перестраивался в 1872 и в 1896 годах. Последняя серьезная реставрация внутренней отделки относится к 1960-1970-м годам. К 600-летнему юбилею архитектора был вновь открыт внутренний, так называемый женский дворик в правой части здания. Но несмотря на все переделки, в постройке неизменно сохраняется почерк Брунеллески.

Архитектурный ансамбль Воспитательного дома довольно необычный. Для него использованы очень скромные строительные материалы: белая штукатурка и местный камень благородного серого цвета, красиво оттеняющие друг друга. Впоследствии к этому тонкому колористическому сочетанию были добавлены медальоны с голубой глазурью. По своей типологии Воспитательный дом напоминает клуатры средневековых монастырей, которые в свою очередь опираются на планировку греко-римских атриумов или палестр. Композиция здания представляет собой квадрат, его фронтальная сторона оформлена колонным портиком с галереей. Центральная часть строения занята открытым двориком, который предназначался для отдыха мужской части персонала, из-за чего он был условно назван «мужским двориком». Он, в свою очередь, был окружен еще рядами крытых галерей с ордерными аркадами и крестовыми сводами. Второй этаж появился уже после того, как Брунеллески оставил этот проект. Также на поздних стадиях строительства Воспитательного дома была увеличена длина центрального фасада с портиком и галереей, а во внутреннем помещении был устроен еще один дворик, для женской части персонала.

Самое яркое впечатление от всей постройки оставляет фасадный портик. Он поднят на ступенчатый подиум и состоит из колоннады с изящными арочными перемычками (всего десять пролетов). За ними расположена лоджия, перекрытая системой анфиладных парусных сводов и три симметричных дверных проема по стене. По бокам фасад фланкируется пролетами, но без аркад, что придает всему строению твердую монументальность. Колонны, поддерживающие аркады, увенчиваются коринфскими капителями и опираются на простые аттические базы. Это решение очень напоминает римские прототипы, а также следует местным традициям тосканского проторенессанса. Оригинальной чертой, характерной уже для творческого гения именно эпохи Возрождения, можно назвать другие элементы декора. По сторонам от аркад поднимаются две каннелированные пилястры, украшенные капителями того же ордера, что и основная аркада. С ними ритмически сочетается оформление всего портика антаблементом, хотя, строго говоря, это не антаблемент, а лишь его нижняя часть - архитрав, который состоит из трех профилей, или уступов (так называемые фасции). Он опирается на архивольты арок. По сторонам архитрав ломается и опускается вниз, оформляя таким образом весь портик в своеобразную «перспективную» рамку. Подобный «рамочный эффект» не играл никакой конструктивной роли и имел лишь декоративное значение, такой же встречается в обработке верхнего яруса стен баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Как утверждают биографы Брунеллески, это решение принадлежало не Филиппо, а его помощнику делла Луна, и мастером такая ордерная вольность не была одобрена, но деталь осталась украшать здание. Также следует отметить особенное «графическое» оформление архитектурных деталей фасада: все членения и детали подчеркиваются рельефными профилями, что выявляет их структурную роль. Еще одной интересной деталью является небольшая специальная ниша в левом крыле лоджии, где люди могли анонимно оставить подкидыша.

Манетти об отклонениях от проекта Брунеллески пишет: «Все это - следствие заносчивой самоуверенности того, кто распорядился это сделать. Опыт показал, что в постройках Филиппо нельзя ничего изменить, не нарушив при этом их красоты, не испортив их, не уменьшив полезность и не увеличив расходы»

Уже после смерти Брунеллески лоджия получила дополнительный декор в виде 14 полихромных майоликовых медальонов из глазурованной глины (1463-1466 годы). Они были созданы в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа. Медальоны, хотя изначально и не планировались в декоре, органично в него вписались. Их поместили в тимпаны между арками. На каждом изображаются запеленатые по пояс младенцы. Они стали весьма популярными в кругу международной медицинской символики. Копия одного из них размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии, а с XIX века так называемый флорентийский младенец даже является символом педиатрии в отдельных странах.

Хотя и считается, что Воспитательный дом был испорчен поздними перестройками, несомненно, изначальный архитектурный проект Брунеллески оставил свой след и вызвал волну подражаний по всей Италии. В течение нескольких последующих столетий (до XVII века) были перестроены все остальные фасады зданий на площади в подражание портику Брунеллески (лоджия монастыря Серви-ди-Мария, портик церкви Сантисимма Аннунциата), образовав, таким образом, своего рода колонный дворик внутри города на месте его площади.

В 1417 г., вернувшись совсем на родину, Брунеллески считался специалистом по архитектоническим вопросам и был сейчас же привлечен к возобновленным работам по возведению свода соборного купола. Очень скоро выяснилось, что из всех высказанных взглядов его взгляды на процесс перекрытия были самыми ясными. Чтение его объективного, краткого и вполне наглядного мнения и теперь еще доставляет наслаждение- Но мнение Брунеллески встретило упорное сопротивление, и если даже не верить легенде об этом споре, все же многое могло отравить существование Брунеллески.
В этой борьбе он пришел к мысли показать и развить свое искусство. В 1419 г. город поручил ему постройку Воспитательного дома - Оспедале деи Инноченти. Этот Воспитательный дом - первое архитектурное произведение Возрождения. Случайно первая постройка оказалась светским строением. Но характерно для всего стиля, что он, в противоположность древнехристианскому и средневековому, не был специфически церковным. Зато гуманная цель постройки истинно-христианская. Правда, в этом монументальном попечительстве для вне брачно-рожденных имеется привкус внецерковного, в высшей степени характерный для тех первых поколений Возрождения, для которых были почти безразличны происхождение и родословная, а имели значение способность и собственное достоинство личности. Итак, цель этой постройки была человеколюбивой, формы же должны были быть по возможности античными.

Фасад, нижний и верхний этажи имеют в ширину девять локтей Открытая лестница в девять ступеней ведет во всю (первоначальную) ширину здания к нижнему этажу, гостеприимно раскинувшемуся поперечной галлереей в девять арок. К вносимым по ступеням детям эта монументальная галлерея не имеет никакого отношения. Девять полукруглых арок покоятся на коренастых слегка утолщающихся кверху колоннах. От капителей к задней стене галлерей идут подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. Так возникают девять изолированно воспринимаемых отделений, каждое с собственным шаровым сводом, натянуты подобно вздувшемуся парусу над четырьмя высокими полукружиями этих квадратных помещений. Каждый из квадратов является самостоятельным целым в противоположность средневековому крестовому своду, шапки которого скорее связывают, нежели разделяют соседние помещения.
Через дверь в задней стене галлерей проходят коротким коридором во вторую галлерею, окружающую квадратный двор. Эта галлерея покрыта крестовыми сводами; пространство не кажется поэтому составленным из отдельных квадратных помещений, а, наоборот, оно кажется цельным коридором, разложенным на, отдельные квадратные помещения. Брунеллески пользовался обоими способами. Пространство двора окружено арками, подпираемыми колоннами. Двери в стенах ведут в симметрично расположенные комнаты и залы. Так же строго и симметрично к центральным осям зал расположены двери центральных осей крестовых сводов. Снаружи и внутри все «закономерно», не допущено никаких случайностей, во всем сказывается хорошо продуманный замысел.
Лестницы просты и не очень подчеркнуты; комнаты верхнего этажа расположены над нижними галлереями, так, что стена с окнами, выходящими на двор и площадь, находится над арками.

Филиппо Брунеллески

БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО (Brunelleschi, Filippo) (1377-1446), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель и инженер.

Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции в семье нотариуса. С ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. При обучении ремеслу, Филиппо выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппо скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле.

В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером. Однако вступление в цех еще не давало аттестата, он получил его лишь шесть лет спустя, в 1404 году. До этого он проходил практику в мастерской известного ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе. Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. С 1402 по 1409 изучал в Риме античную архитектуру.

В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф "Принесение в жертву Исаака" (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры.

Жертвоприношение Исаака 1401-1402, Национальный музей Флоренция

Проиграв на этом конкурсе Лоренцо Гиберти он сосредоточил свое внимание на архитектуре. Около 1409 Брунеллески создал деревянное "распятие" в церкви Санта-Мария Новелла. С этим распятием связана одна интересная история, приведенная Вазари. Когда Брунеллески впервые увидел деревянное «Распятие» своего друга Донателло, то сразу же бросил короткую фразу: «Крестьянин на кресте». Донателло, почувствовав себя уязвленным и притом глубже, чем он думал, поскольку он рассчитывал на похвалу, ответил: «Если бы делать дело было так же легко, как судить о нем, тогда мой Христос показался бы тебе Христом, а не мужиком; поэтому возьми-ка кусок дерева и попробуй сам». Филиппа, не говоря больше ни слова, принялся, вернувшись домой, тайком от всех за работу над распятием; и, стремясь во что бы то ни стало превзойти Донато». После долгих месяцев он довел свою работу до высшего совершенства и однажды утром пригласил Донато к себе позавтракать. Сначала молодые люди ими вместе, а затем Филиппа, под благовидным предлогом, отослал друга с продуктами к себе на квартиру. «Иди с этими вещами домой и подожди меня там, я сейчас же вернусь». В доме Донато увидел распятие, которое было настолько совершенно, что юноша от восхищения выронил все продукты, которые держал в руках, все рассыпалось и разбилось. Так он и стоял посреди комнаты, не в силах отвести глаз от творения Филиппа, когда в дом вернулся хозяин и со смехом произнес: «Что это ты затеял, Донато? Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал?» — «Что до меня, —отвечал Донато, — я на сегодняшнее утро свою долю получил: если хочешь свою возьми ее, но только не больше: тебе дано делать святых, а мне — мужиков ». Это распятие находится ныне в церкви Санта Мария Новелла между капеллой Строцци и капеллой Барди да Вернио и почитается верующими, как святыня.

В дальнейшем Брунеллески работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Брунеллески начал работать как архитектор в те годы, когда во флорентийском зодчестве еще в рамках готического стиля обозначилось настойчивое влечение к более рациональным и простым формам.

За 16 лет, в течение которых осуществлялось строительство купола Флорентийского собора (1420-1436), и до своей смерти в 1446 Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс. В приходской церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи, он сначала возвел ризницу (окончена в 1428 и обычно именуется Старой сакристией, в отличие от Новой, построенной Микеланджело столетием позже), а затем перестроил всю церковь (1422-1446). Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1421-1444), церковь Санто Спирито (начата в 1444), капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче (начата в 1429) и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции связываются с именем Брунеллески.

Филиппе располагал крупным состоянием, имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Он постоянно избирался в правительственные органы Республики, с 1400 по 1405 год - в Совет дель Пололо или Совет дель Коммуне. Затем, после тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет дель Дудженто и одновременно в одну из "палат" - дель Пополо или дель Коммуне.
Вся строительная деятельность Брунеллески, как в самом городе, так и за его пределами, проходила по поручению или с одобрения Флорентийской коммуны. По проектам Филиппе и под его руководством была возведена целая система укреплений в завоеванных Республикой городах, на границах подчиненных ей или контролируемых территорий. Крупные фортификационные работы велись в Пистойе, Лукке, Пизе, Ливорно, Римини, Сиене и в окрестностях этих городов. Фактически Брунеллески был главным архитектором Флоренции.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти , для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена только Брунеллески, мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.

Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его определяется не только гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, - барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.

В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических устремлений эпохи. Благодаря новаторскому образному содержанию, важной градостроительной роли и конструктивному совершенству флорентийский купол явился тем выдающимся архитектурным произведением эпохи, без которого немыслимы были бы ни купол Микеланджело над римским собором Святого Петра , ни восходящие к нему многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы.
Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину. Он воспользовался для этого отмелью Арно рядом с Флоренцией. Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 года торжественным завтраком.
С октября этого года Брунеллески стал получать жалованье, правда, весьма скромное, поскольку считалось, что он осуществляет лишь общее руководство и не обязан бывать на строительной площадке регулярно.

Параллельно со строительством собора в том же 1419 году Брунеллески приступил к созданию комплекса Воспитательного дома , который стал первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения.


Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. 1421—44

Фактически Брунеллески был главным архитектором Флоренции; он почти не строил для частных лиц, выполнял преимущественно правительственные или общественные заказы. В одном из документов флорентийской Синьории, который датируется 1421 годом, его называют: "...муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью".

В плане здания, который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система помещений, окружающих центр композиции - внутренний двор, - приобрела более упорядоченный, регулярный характер. Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип "открытого плана", который включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Фасад здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, в отличие от средневековых сооружений такого типа, выделяется исключительной простотой форм и ясностью пропорционального строя.

Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом). Лоджия. Начата около 1419

Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1421-1428).

Интерьер церкви Сан-Лоренцо

Интерьер старой сакристии - первый в архитектуре Возрождения пример центрической пространственной композиции, возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное в плане помещение. Внутреннее пространство сакристии отличается большой простотой и четкостью: кубическое по пропорциям помещение перекрыто ребристым куполом на парусах и на четырех подпружных арках, опирающихся на антаблемент пилястр полного коринфского ордера. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Такое сочетание ордера, арок и сводов с поверхностями несущих стен создает ощущение легкости и прозрачности архитектурных форм.

(Справка для "чайников" в арихитектурных названиях : антаблемент -верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; пилястра - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части - энтазиса; архивольт - (от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга) - декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.; Коринфский Ордер - - один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Ордера Архитектурные - (от лат. ordo - порядок) - система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей). Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.) Не уверен, что стало яснее, т.к. меня такая справка еще более запутала.

Неф, Начата около 1419, Флоренция, Сан Лоренцо

В 1429 году представители флорентийского магистрата направили Брунеллески под Лукку для руководства работами, связанными с осадой города. После осмотра местности Брунеллески предложил проект. Замысел Брунеллески состоял в том, чтобы, возведя систему плотин на реке Серкио и подняв таким способом уровень воды, открыть в нужный момент шлюзы, чтобы вода, хлынув по специальным каналам, затопила всю местность вокруг городских стен, принудив Лукку к сдаче. Проект Брунеллески был реализован, однако потерпел фиаско, вода, хлынув, затопила не осажденный город, а лагерь осаждающих, который пришлось спешно эвакуировать.
Возможно, Брунеллески и не был виноват - Совет Десяти не предъявлял к нему никаких претензий. Однако флорентийцы считали Филиппе виновником провала луккской кампании, они не давали ему прохода на улицах. Брунеллески был в отчаянии.
В сентябре 1431 года он составил завещание, по-видимому, опасаясь за свою жизнь. Существует предположение, что в это время он уехал в Рим, спасаясь от позора и преследований.
В 1434 году он демонстративно отказался платить взнос в цех каменщиков и деревообработчиков. Это был вызов, брошенный художником, осознавшим себя независимой творческой личностью, цеховому принципу организации труда. В результате конфликта Филиппе оказался в долговой тюрьме. Заключение не заставило Брунеллески покориться, и вскоре цех вынужден был уступить: Филиппе освободили по настоянию Опера дель Дуомо, поскольку без него не могли продолжаться строительные работы. Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки.
Филиппе считал, что он окружен врагами, завистниками, предателями, старавшимися его обойти, обмануть, обокрасть. Было ли так на самом деле, сказать трудно, но именно так воспринимал свое положение Филиппе, такова была его жизненная позиция.
На настроение Брунеллески, без сомнения, повлиял и поступок его приемного сына - Андреа Лаццаро Кавальканти по прозванию Буджано. Филиппе усыновил его в 1417 году пятилетним ребенком и любил как родного, воспитал, сделал своим учеником, помощником. В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности. Из Флоренции он уехал в Неаполь. Что произошло, не известно, известно только, что Брунеллески заставил его вернуться, простил и сделал своим единственным наследником.
Когда к власти пришел Козимо Медичи, он очень решительно расправился со своими соперниками Альбицци и со всеми, кто их поддерживал. На выборах в Советы в 1432 году Брунеллески впервые был забаллотирован. Он перестал принимать участие в выборах и отказался от политической деятельности.
Еще в 1430 году Брунеллески начал строительство капеллы Пацци, где нашли свое дальнейшее усовершенствование и развитие архитектурные и конструктивные приемы сакристии церкви Сан-Лоренцо.

Капелла Пацци_1429-около 1461

Приведу здесь несколько изображений Капеллы Пацци изнутри.



Эта капелла, выстроенная по заказу семейства Пацци в качестве их семейной молельни и служившая также для собраний духовных лиц из монастыря Санта-Кроче, является одним из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески. Она расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.
Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по его сторонам. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.
Интерьер капеллы Пацци - один из наиболее характерных и совершенных образцов своеобразного применения ордера для художественной организации стены, что является особенностью архитектуры раннего итальянского Возрождения. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел правдиво показать несущие функции стены и условность ордерных форм.

Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его новаторских приемов, была оратория (часовня) Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции (заложена в 1434 году). Здание это не было закончено.


Оратория (часовня) Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции

Во Флоренции сохранился ряд произведений, обнаруживающих если не непосредственное участие Брунеллески, то, во всяком случае, его непосредственное влияние. К ним относятся палаццо Пацци, палаццо Питти и Бадия (аббатство) во Фьезоле.
Ни одно из начатых Филиппе больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно. И не только во Флоренции. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато - в эти города ездил регулярно, иногда несколько раз в год. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан-Джованни Валь д"Арно он возглавлял фортификационные работы. Брунеллески заседал в различных советах, комиссиях, давал консультации по вопросам, связанным с архитектурой, строительством, инженерным делом; его приглашали в Милан в связи с постройкой собора, спрашивали его совета относительно укрепления Миланского замка. Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре.

Брунеллески очень точно описал обстановку, в которой ему приходилось работать на протяжении всей своей жизни. Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. Поэтому работа Брунеллески на всех ее стадиях контролировалась разного рода комиссиями и назначавшимися коммуной чиновниками. Каждое его предложение, каждая модель, каждый новый этап в строительстве подвергался проверке. Его снова и снова заставляли участвовать в конкурсах, получать одобрение жюри, состоявших, как правило, не столько из специалистов, сколько из уважаемых граждан, зачастую ничего не понимавших в существе вопроса и сводивших при обсуждениях свои политические и частные счеты.

Брунеллески приходилось считаться с новыми формами бюрократии, сложившимися во Флорентийской Республике. Его конфликт - это не конфликт нового человека с пережитками старого средневекового устройства, но конфликт человека нового времени с новыми формами организации общества.

Брунеллески умер 16 апреля 1449 года. Его похоронили в Санта-Мария дель Фьоре.

При подготовке поста использованы следующие материалы:

Если в посте Вами будут замечены неточности или ошибки, я буду очень благодарен, если Вы о них сообщите мне. Пост не предназначен профессионалам, каковым я не являюсь, а служит ознакомлению с творчеством великого флорентийского архитектора, скульптора, изобретателя и инженера.