Все о тюнинге авто

Архитектура Московского Кремля. История создания и описание Московского Кремля

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

21.04.2012 admin Метки: ,

Как попасть в Кремль
Уважаемые читатели! Настоящая статья написана в 2012 году. Мы постоянно следим за изменением обстановки в Кремле и при необходимости редактируем текст. Последнее обновление сделано в марте 2019 года. Алгоритм приобретения билетов и прохода в Кремль остался прежним.
Чтобы гарантированно купить билеты в Оружейную палату советуем приобретать их он-лайн на сайте Московского Кремля.

Для тех, кому важно избавить себя от чтения нудной статьи в 1700 слов и быстро купить билеты и экскурсию в Кремль, предлагаю альтернативу.

Как попасть в Кремль

Будьте внимательны! Многие сайты вводят в заблуждение и дают неверные сведения о ценах на билеты в Кремль. Билеты подорожали с февраля 2019 года.
Краткое содержание статьи

  • Как попасть в Кремль.
  • Где купить билеты в Кремль
  • Где находятся кассы Кремля
  • Билеты в Кремль. Сколько стоят?
  • Экскурсии в Кремль

Все стремления желающих познакомиться с культурным наследием столицы направлены на Кремль. Что необходимо знать, чтобы с наименьшими потерями посмотреть все три Кремлёвские составляющие ( , ; ; ) ?

Часть первая. Для русских и русскоговорящих туристов.

Как попасть в Кремль. Посетителям

Внимание! С наступлением тёплого времени года (с середины апреля) увеличились очереди за билетами в Кремль! В выходные дни будьте готовы потратить в кассе от 30 минут и больше! В летнее время по субботам, в связи с очередь в кассу выстраивается задолго до её открытия, к 9 часам утра уже может стоять солидный хвост.

– Выходной день в – четверг. По праздничным дням Кремль, как правило, открыт. Но бывают торжественные мероприятия, встречи глав иностранных государств, инаугурации опять же. В таких исключительных случаях – закрыт.

– работает по сеансам. Их четыре – в 10, 12, 14.30 и в 16.30

– Часы работы музея-заповедника Московский Кремль с 10 до 17 в зимнее время, с 9.30 до 18 в летнее (с середины мая до середины сентября). закрывается в 18 часов. работает с 10 до 18, перерыв на обед: с 13 до 14 часов.


Боровицкие ворота Кремля предназначены для автотранспорта. Вход в Кремль слева от ворот через арку.

Чтобы пройти к Боровицким воротам нужно идти от касс по дороге, она показана на снимке. Если стоять лицом к кассам, то направо. Боровицкие ворота Кремля от касс НЕ видны

На верхнем снимке Боровицкая башня едва видна вдалеке слева. По дороге к Боровицкой башне пройдёте мимо недавно установленного памятника императору Александру I.


Памятник царю Александру I установлен в Александровском саду между Комендантской (на снимке) и Оружейной башнями

При входе в Боровицкие ворота вам нужно предъявить входной билет в Кремль или в Оружейную палату и пройти досмотр.


Офицеры на входе в Кремль через Боровицкие ворота попросят открыть сумки и выложить на стол всё содержимое карманов. Обязательно поинтересуются наличием билетов.

Билет у Вас попросят показать либо в здании (билет на посещение Оружейной палаты), либо в самом конце длинного здания Оружейной палаты. Там нужно предъявить билет на территорию Кремля.

Войти в Кремль можно через Троицкие ворота

Троицкие ворота находятся в Александровском саду, в Троицкой башне, которая соединена мостом с Кутафьей башней. Контроль билетов и досмотр осуществляется у Кутафьей башни.


На снимке Кутафья башня (слева), Троицкая башня (справа). Они соединены Троицким мостом. После досмотра офицерами комендатуры Кремля (процедура, как в аэропорту),через Троицкие ворота посетители заходят в Кремль. Металлодетекторы очень чувствительные. Будьте готовы выложить всю мелочь из карманов.

Внизу, у лестницы, нужно предъявить билет на территорию Кремля или Оружейной палаты.


Внизу у лестницы стоит одинокий контролёр билетов и проверяет наличие оных у страждущих посетить Кремль. (Снято во второй половине буднего дня осенью).

Вот схемы для наглядности.

– В Кремль нельзя проходить с большими сумками и рюкзаками, чемоданами. Эти вещи оставляют в камере хранения у Кутафьей башни Кремля. (Воду в камеру хранения не возьмут, берите бутылки с собой в Кремль). Дамские сумки, которые иногда бывают немаленьких размеров, проносить можно. В Кремль запрещено проносить ЛЮБОЕ оружие включая газовые баллончики и перочинные ножи. Профессиональная фото и видео съёмка на территории Кремля запрещена.

Вход в Кремль с багажом – сумками и рюкзаками

ВХОД В КРЕМЛЬ С РЮКЗАКАМИ то разрешают, то запрещают. Объёмный рюкзак лучше сдавать в камеру хранения под Кутафьей башней. Она работает с 10 до 18. Перерывы на обед – с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00.


Камера хранения – слева от лестницы. Вверху видна Кутафья башня.

Подробно о работе камеры хранения можно узнать на официальном сайте Кремля. http://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/ticket-prices/kamera-khraneniya1/

Когда лучше посетить Кремль

Если вы стремитесь посмотреть Кремль с утра и купить билеты в на 10-часовой сеанс (кассы музея открываются за полчаса до открытия Кремля) в летнее время лучше прийти пораньше. В будние дни утром, в 9.30 очередь, как правило, невелика. Иногда её и вовсе нет. В выходные народ скапливается с утра пораньше. Летом часов в 11, у касс Кремля наблюдается приличная толпа. Ещё раз напоминаю, что летом по субботам, когда проводится церемония развода почётного караула, очередь в кассу даже с утра очень длинная .


Не самая длинная очередь в кассу музеев Московского Кремля

При входе в музей вас ожидает серьёзный досмотр, который осуществляет Комендатура Кремля, и прохождение через очень чувствительные металлодетекторы. Очередь в Боровицкие ворота имеет место быть утром: с 10 до 11 и около 12 и 14 часов – люди скапливаются, чтобы попасть в Оружейную палату на 12 или 14.30 и в

Лучшее время самостоятельного осмотра Кремля

Общий совет. В тёплое время года выходного и праздничного дня лучше прийти к кассам Кремля пораньше. Но если есть возможность, идите в Кремль в БУДНИЙ день. Самое лучшее время для посещения Кремля – вторая половина дня. Около 14 часов. С утра Кремль посещают школьные экскурсионные группы. Планируйте посещение Оружейной палаты на 16.30. Во второй половине буднего дня велика вероятность, что вы попадёте в Алмазный фонд.

Часто бывает так, что все билеты в уже проданы. Тогда на кассах висит такая табличка:


На вечерние сеансы билеты в кассе заканчиваются очень быстро!

Идеальный вариант – часам к 14 подойти к кассам Кремля в Александровском саду. Купить билет на посещение территории Кремля. Может быть вам даже продадут билет в Оружейную палату и Алмазный фонд. Хотя, до недавнего времени, билеты в Оружейную палату продавались только за 40 минут до начала сеанса.

Об расскажем отдельно.

Уважаемые господа, если у Вас остались вопросы по теме “Как попасть в Кремль”, пожалуйста, перечитайте статью ещё раз и взгляните на комментарии. В них есть ответы на многие вопросы!
Напоминаю, что на некоторые часто задаваемые вопросы есть ответы в отдельной публикации (комментарии к ней пока открыты, если остались вопросы – задавайте, постараемся ответить). Надеюсь, что статья поможет Вам попасть в Кремль.

Уважаемые москвичи и гости столицы! Перед тем, как попасть в Кремль, мы настоятельно рекомендуем решить технические вопросы с помощью, извините, туалета в Александровском саду. На территории Кремля есть нанотехнологичный туалет с вечной очередью. Туалет есть и в здании Оружейной палаты, но с улицы, не имея билета в оную, туда не попадёшь. Поэтому повторяем ещё раз – оптимальное решение технических проблем находится в Александровском саду напротив касс Кремля.

О правилах прохождения досмотра при входе в Кремль мы рассказали в публикации .
Рекомендуем вам сервис, где за пару минут вы можете заказать любую экскурсию в Кремль. Предложим две из них:

Наши статьи в помощь путешественникам

К этой статье есть дополнительные публикации, где мы подробно рассказали о том,
,
и
.

Авторские экскурсии

На высоком холме у слияния рек Неглинной с Москвой -рекой издавна находился центр города. Однако внешний вид крепостной стены не соответствовал могуществу государства. К концу 15 века стены из белого камня (известняк) обветшали, к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой системы – фортификации. Новые укрепления начали строить приглашенные итальянцы (Марк Фрязин …). Новая кремлевская стена имеет длину более 2 км, 18 башен, в плане образует неправильный треугольник. На углах стен поставлены 3 круглые башни в них были устроены тайники – колодцы, в места, где подходили важные дороги возвели 6четырехугольных проездных башен с воротами, спереди к ним пристроили башни – стрельницы с поднимающимися решетками, из ворот стрельниц на цепях опускались мосты через ров. Остальные башни были глухими, то есть не проездными. Башни сверху завершались деревянными шатрами с дозорными вышками, в некоторых башнях помещались колокола или набаты, по периметру стена украшена зубцами, высота которых достигала 2.5 м, высота стен около 19 м, а толщина 6.5 м, были подземные ходы. Башня была сложена из красного кирпича, а основание стен оставалось белокаменным. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших крепостей своей эпохи.

17 век на смену монументальной манере приходит живописный декоративный стиль, формы зданий усложняются, стены покрывают многоцветные орнаменты, резьба, кирпичные узорочья. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году кремль восстанавливается. Над Фроловской башней (сейчас Спасская башня - главным въездом в Кремль) поднялся каменный шатер покрытый черепицей. Спасская башня имеет нижний четверик (в плане квадрат), который завершает пояс из арок с белокаменным узором, в арках – статуи (болваны) над аркатурным поясом – башенки, пирамидки, изваяния диковинных животных. По углам четверика
золоченые флюгера, на нижнем четверике стоит другой двухъярусный меньших размеров на нем часы – куранты (англ. Часовых дел мастер Христофор Галовей). Второй четверик переходит в восьмерик, который завершается каменной беседкой с килевидными арками (рисунок смородины). В беседки расположены колокола – куранты. В архитектуре этой башни сочетаются черты западноевропейской готики и русского средневековья. Переименовали башню в 1658 году, благодаря надписи над воротами, образа Христа.

Храмы Московского Кремля

Успенский собор 1472 год. Главный храм кремля, потому что в нем венчали царей на престол. Собор должен был превосходить по размерам все существующие церкви Руси. Спустя 2 года после начала работ рухнула северная стена. Строительство продолжил Альберти Фиораванти, мастер из Болоньи, (область Италии), прозванный на Руси Аристотелем. Мастер соединил блоки белого камня (известняк) железными скрепами. Через 4 года строительство было закончено.

Характеристика собора: гладкие стены расчленены широкими лопатками (плоские выступы), пояс на фасаде составляли колонны и арочки, узкие щелевидные окна, входы оформляют живописные порталы, 5 алтарных апсид, стены венчают закомары (чтобы почеркнуть национальный характер), пятиглавие. Собор построен по подобию владимирского Успенского собора.

Благовещенский собор (Златоверхий). Еще называют домовой церковью князя. Здесь применены художественные приемы различных архитектурных школ – Владимирской, Псковско-, Новгородской.

Характеристика храма: высокий подклёт (нижний этаж), собор имеет форму куба, 3 апсиды, закомары килевидной формы, 9 глав, кровля повторяет очертания вызолоченных закомар.


Архангельский собор. Семейная усыпальница рода Великих князей. Мастер – Алевиз Новый (итальянец). Выполнил храм в традициях русской архитектуры на итальянский лад.

Характеристика собора: шестистолпный храм увенчанный 5 главами, фасад разделен карнизом на 2 горизонтальные части, а русские лопатки заменены на пилястры завершающиеся капителями, закомары отделяются еще одним карнизом, а внутри них помещены раковины.

Грановитая палата – тронный зал. Слово палата произошло от итальянского палаццо, а название от отделки фасада ограненным камнем.

В плане представляет квадрат с одной колонной в центре, на которую опираются 4 свода. В древности имел четырехскатную крышу.

Ивановская колокольня. Колокольня получила название по находившейся в её основании церкви святого Иоанна. Колокольня представляет собой столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы. Каждый ярус завершается арочными проемами, через которые видны колокола. Колокольня объединяет весь архитектурный ансамбль Кремля.

На рубеже 16 – 17 веков был надстроен еще один ярус, и общая высота колокольни составляла 81 м. Позднее к колокольне была пристроена четырехугольная звонница, с мощной главой для тяжелых колоколов и филаретовская пристройка с шатром и пирамидками.

Шатровое зодчество 16 век

Царствование Василия 3. Памятником, связанным с рождением наследника Иоанна 4 (Иван Грозный) стал храм Вознесения в Коломенском . Символика храма говорит о двух событиях: 1 – небесное, вознесения сына Божьего к Отцу; 2 – земное, рождение наследника московского престола. Мощное основание храма вырастает из хитросплетения галерей. Многогранное стрельчатое основание завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается шатер. Грани шатра перевиты гирляндами, похожими на нитки жемчуга. Верх его покрыт небольшой главкой с золоченым крестом.

Собор Василия Блаженного.(Покровский). 1555 – 1561 гг. По имени известного московского юродивого, погребенного в 1552 году у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на этом месте. Идея постройки храма родилась в память взятия Казани в 1552 году. По одной из версий храм построили мастера Барма и Постник. Отличие этого храма – многопридельность. (Придел – это пристройка к церкви, где может происходить богослужение). Композиция храма: вокруг центрального, самого высокого, столпа, по сторонам света, расположены 4 больших храма, а по диагонали 4 маленьких. Башнеобразные объемы начинаются от самой земли и воспринимаются как самостоятельные объемы, вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и динамичностью. Большинство исследователей видят в этом храме воплощение символичного образа Иерусалима. Интерьеры подобны темным лабиринтам, а основное внимание зрителя приковано к его внешнему монументальному облику. Кроме сложности силуэта, объемы украшены машикулями (навесными байницами, атрибутами крепостной архитектуры). Фасады украшены филёнками (рамка, углубление),люкарнами (оконные проемы) и многоярусными кокошниками. Первоначальная цветовая гамма была более сдержана. В 17 столетии собор украсили: отдельные архитектурные детали были раскрашены, появился сложный рисунок и многоцветность, стены собора (внутри и снаружи) были расписаны орнаментами. Архитектура собора приобрела образ дивного сада, фантазии о рае.

Данная конструкция храмов с высоким силуэтом, но небольшим внутренним пространством очень подходила для строительства храмов-памятников. В 17веке архитектура становится все более нарядной. Из основного перекрытия шатер превращается в декоративную деталь.

Купеческая архитектура

17 столетие началось страшным голодом, холерой, затем грабежи и разбои, началась смута: вторжение поляков и шведов, смерть Бориса Годунова, убийство Лжедмитрия и появление новых самозванцев. Поэтому до 20-х годов 17 века никаких строительств не было. Строители утратили свое искусство.


В 30-е годы 17 века зодчие выходят на новый путь. Образцом новой архитектуры стала московская церковь Троицы в Никитках , поставлена во дворе купца Никитникова.

Церковь небольшого размера, нарядная: на красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали (наличники, колонки, ряды кокошников и прочее). По сравнению с древними храмами церковь поражает живостью, пестротой, создаются ощущения, что она растет и развивается будто дерево. Церковь не симметрична, что создает ощущения динамики. Туда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который помогал человеку в его земных делах. Архитектура радостная, не возвышает человека, но и не устрашает.

Патриарх Никон усмотрел в узорочье неуместное отступление от изначальных образцов. Никон запретил строить шатровые храмы. Все постройки этого времени отличались суровостью и строгостью, доходящей до аскетизма. Однако царь был недоволен претензиями патриарха на высшую власть государства. Разрыв между ними повлек ссылку и низложение патриарха. Узорочья архитектура продолжила свое шествие по стране.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

25 декабря

территория Московского Кремля закрыта для посещения. Оружейная палата работает в обычном режиме. Проход посетителей осуществляется через Боровицкие ворота Московского Кремля.

31 декабря с 16:00, 1 января до 12:00

территория Московского Кремля и Оружейная палата закрыты для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.