Все о тюнинге авто

Что названо в честь эдуарда толя. Танкер-газовоз «Эдуард Толль

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» («Eduard Toll») ледового класса является вторым танкером типа , серия из 15 которых строится в рамках реализации масштабного российского проекта по производству сжиженного природного газа Ямал СПГ. Строительство ведется в Республике Корея на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

Газовозы данной серии способны круглогодично работать при температурах до -50 градусов по Цельсию. Ледовые усиления высокой арктической категории (Arc7) позволят им самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра при движении кормой вперед. Суда оснащены тремя пропульсивными комплексами типа «Азипод» общей мощностью 45 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола. Новая система хранения газа мембранного типа GT NO 96 GW, используемая в грузовых танках суммарным объемом 172,600 куб. м, обеспечивает безопасную транспортировку СПГ по Северному морскому пути.

По данным DSME в распоряжение судоходных компаний Mitsui OSK Lines и Teekay поступят в общей сложности девять танкеров данной серии, а судоходной компании Dynagas – пять.

Головным судном данной серии является газовоз («Christophe de Margerie»), который был построен в ноябре 2016 года.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» был построен для судоходной компании Teekay. Назван в честь знаменитого российского путешественника барона Эдуарда Толля, погибшего во время полярной экспедиции. В 1900-1902 годах полярники изучали морские течения Карского и Восточно-Сибирских морей и искали легендарную Землю Санникова. Шхуна «Заря» получила повреждения, а Толль и еще несколько полярников, высадившиеся на остров Беннетта, бесследно пропали во льдах по пути к материку.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» («Eduard Toll») IMO: 9750696, флаг Багамские острова, порт приписки Нассау, церемония резки первой стали для судна прошла в апреле 2016 года, спущен на воду в январе 2017 года, в декабре 2017 года передан заказчику. Судостроитель: Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Южная Корея. Владелец и оператор: Teekay LNG Partners.

Основные характеристики: Валовая вместимость 127000 тонн, дедвейт 97000 тонн. Длина 299,0 метра, ширина 50 метров, осадка 12 метров. Скорость в открытой воде - 19,5 узла; скорость при ходе во льдах толщиной до полутора метров - 5,5 узла.

Символ класса РС: KM(*) Arc7 AUT1-ICS OMBO EPP ANTI-ICE LI CCO ECO-S BWM(S) BWM(T) WINTERIZATION(-50) gas carrier type 2G (methane) (Arc7 at d<=12.0 m).

Новый танкер предназначен для перевозки сжиженного природного газа со строящегося завода «Ямал СПГ», будет ходить из арктического порта Сабетта на берегу Обской губы в Карском море до терминала в Зебрюгге (Бельгия, Северное море), где расположен крупнейший хаб по хранению и перегрузке СПГ.

10 января 2018 года самостоятельный 16-дневный переход в акватории Северного морского пути от мыса Дежнева до входа в Обскую губу. По сообщению от 06 июля в Чукотское море и следует по открытой воде. Танкер вышел из порта Сабетта с партией СПГ и следует к китайскому порту Цзянсу Жудун. Ледовая часть Северного морского пути была преодолена судном самостоятельно без ледокольной проводки всего за 9 дней. 19 июля состоялась торжественная разгрузки СПГ в порту Цзянсу Жудун, Китай. Чистое время в пути СПГ-танкера из порта Сабетта до места назначения составило 19 дней,

  ТОЛЛЬ Эдуард Васильевич (1858-1902) , русский геолог и полярный исследователь.

Родился в Ревеле (Таллин). После окончания в 1882 Тартуского университета путешествовал в качестве натуралиста по Средиземноморью, в 1885-1886 принял участие в экспедиции А. Бунге , организованной Петербургской АН, для изучения Новосибирских о-вов, а также басс. Яны, Индигирки и Колымы. С о-ва Котельный при ясной погоде в августе 1886 Э. Толль увидел «контуры четырех столовых гор », принятые им за Землю Санникова.

В 1893, продолжив геологические исследования И. Черского на севере Якутии, Э. Толль обследовал басс. Лены и Хатанги, проследил и заснял кряж Прончищева. Он вновь посетил о-в Котельный и к северу от него опять видел «землю» - скорее всего дрейфующий айсберг, оторвавшийся от материкового ледника.

В 1899 Э. Толль участвовал в плавании ледокола «Ермак» к арх. Шпицберген. В 1902 он возглавил Полярную экспедицию Петербургской АН в р-н Новосибирских о-вов с целью поиска легендарной Земли Санникова, усмотренной в 1811 промышленником Яковом Санниковым . В нее вошли семь человек научного персонала, в т.ч. геодезист и метеоролог Ф. Матисен, топограф А. Колчак, зоолог А. Бялыницкий-Бируля, астроном и магнитолог Ф. Зееберг.

На купленном в Норвегии китобойном барке «Заря» Толль предполагал пройти Северным морским путем в Тихий океан, но из-за сложной ледовой обстановки вынужден дважды зимовать у о-ва Котельный.

Летом 1902 Толль с Ф. Зеебергом, охотниками эвеном Николаем Протодьяконовым (Дьяконовым) и якутом Василем Гороховым отправился на санях к о-вам Беннетта и Котельный для изучения их геологического строения. Они намеревались также обследовать р-н Земли Санникова, не доступный для израненной льдами и двумя зимовками «Зари». Шхуна должна была забрать группу в конце лета, но не смогла из-за тяжелой ледовой обстановки.

Спасательная экспедиция под руководством А. Колчака в 1903 обнаружила на о-ве Беннета лагерь Толля, его коллекции и документы. В одной из записок сообщалось, что все отправились на юг. Найти их не удалось. По-видимому, несчастные погибли при переходе по еще неокрепшему льду на пути к материку.

Толль, получивший огромный кредит доверия от государства и общества, мог, как он считал, вернуться в Петербург, лишь открыв Землю Санникова либо какую-нибудь другую. Или не вернуться совсем. Ценные и обширные материалы экспедиции обрабатывала специальная комиссия Петербургской АН в 1900-1919.

Сочинение Э. Толля «Плавание на яхте «Заря», опубликованное в 1909 вдовой ученого, было переиздано в 1959.

Именем Толля названы залив в Карском море, горы на Новой Земле и на о-ве Беннетта, залив на п-ове Таймыр и др. географические объекты.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Толль Эдуард Васильевич

Российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские острова в 1885-1886 годах. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне "Заря" (1900-1902). Пропал без вести в 1902 году в районе острова Беннета.

В начале XIX века русский промышленник и путешественник Яков Санников увидел к юго-западу от острова Котельного - одного из Новосибирских островов - большую землю. Однако сам он не дошел до нее - путь Санникову преградили огромные полыньи, остававшиеся открытыми в течение почти всего года. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль поставил себе цель отыскать эту землю...

Толль окончил один из старейших российских университетов - Юрьевский (Тартуский) Первое свое путешествие совершил по Средиземному морю: сопровождал в научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора М. Брауна. Во время этого путешествия Толль изучал фауну Средиземного моря, знакомился с геологическим строением некоторых островов.

В 1885-1886 годах Толль был помощником Александра Александровича Бунге в академической экспедиции, организованной Российской Академией наук для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири" . Эдуард Васильевич проводил самые разнообразные исследования - геологические, метеорологические, ботанические, географические.

Весной 1886 года Толль во главе отдельного отряда обследовал острова Большой Ляховский, Землю Бунге, Фаддеевский (косу на северо-западе острова Фаддеевского Толль назвал Стрелкой Анжу) и западный берег Новой Сибири. Летом Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере "контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей" . Он решил, что перед ним Земля Санникова.

Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, например остров Беннетта. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150- 200 километров к северу.

Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта, и оказался прав, добившись более широких полномочий. Раскопки останков мамонта оказались не столь интересными: были обнаружены лишь небольшие фрагменты кожи ископаемого животного, покрытые шерстью, части ног да нижняя челюсть. Другие же результаты экспедиции, продолжавшейся год и два дня, были значительно важнее.

Весной 1893 года Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль вместе с военным моряком-гидрографом Евгением Николаевичем Шилейко в июне проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северо-сибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабарской губы - на прежних картах она показывалась на 100 километров восточнее ее истинного положения. Затем путешественники разделились - Шилейко направился на запад к Хатангской губе, а Толль - на Лену для отправки коллекций. Вновь вернувшись на Анабар, он прошел до поселка Хатанги и между реками Анабаром и Хатангой впервые исследовал северный выступ Среднесибирского плоскогорья (кряж Хара-Тас), а в междуречье Анабара и Попигая - короткий кряж Сюрях-Джангы. Экспедиция собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции.

Русское географическое общество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвует в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, Русское географическое общество командирует его в Норвегию для приветствия от имени Общества знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Нансена на устраиваемых в его честь торжествах.

В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии. Вернувшись в Россию, ученый оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев, где начал писать большой научный очерк о геологии Новосибирских островов и работу о важнейших задачах исследования полярных стран.

В эти же годы ученый проводил и разнообразные исследования в Прибалтике. Позже плавал на первом русском ледоколе "Ермак". И все это время Толль мечтал об экспедиции к Земле Санникова.

В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте "Заря". В путь отправились исследователи-энтузиасты. 21 июня маленькое судно отошло от Васильевского острова.

Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена.

Летом "Заря" прошла к полуострову Таймыр. Во время зимовки участники экспедиции обследовали очень большой участок прилегающего берега Таймырского полуострова и архипелаг Норденшельда; при этом Федор Андреевич Матисен прошел на север через пролив Матисен и открыл в архипелаге Норденшельда несколько островов Пахтусопа.

Капитан "Зари" Николай Николаевич Коломейцев из-за разногласий с Толлем оставил судно и в апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе - остров Расторгуева. Новым капитаном "Зари" стал Ф. Матисен.

Осенью 1901 года Толль прошел на "Заре", обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета почти по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно.

Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Николай Дьяконов и Василий Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а затем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была "Заря". Толль дал капитану следующую инструкцию: "…Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать "Заре", то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае, твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции..."

"Заря" не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий. Капитан сделал все возможное, но вынужден был отказаться от дальнейших попыток. К тому же истек назначенный самим Толлем срок - судно должно было подойти к острову до 3 сентября.

Осенью, после неудачных попыток пробиться к острову Беннета, "Заря" пришла в совершенно безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход "Лена", на который был перегружен обширный научный материал, собранный за два года экспедицией Толля.

На "Заре" боцманом был военный моряк Никифор Алексеевич Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты "Заря" вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета, и спасти их не так уж и трудно...

Переход оказался сравнительно легким и быстрым. Море было открытым. Льда не было. Уже через день, 17 августа, вельбот подошел к южному берегу острова Беннета. Следы экспедиции Толля нашлись почти сразу: один из участников экспедиции багром поднял лежащий на прибрежной отмели крышку от алюминиевого котелка. Согласно договоренности, Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. И на следующий день, после первой ночевки на острове, несколько человек отправилось к этому условленному месту...

Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. На них были обнаружены следы костров, рубленые ветки плавника, служившего топливом. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками.

"21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль".

Вторая записка была озаглавлена "Для ищущих нас" и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: "Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года".

Весной на собаках, тащивших на нартах вельбот, Бегичев перешел из устья Яны к острову Котельному, летом на вельботе отправился к острову Беннета, где поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик; до половины он был заполнен снегом, который смерзся, превратившись в ледяную глыбу. На грубых дощатых полах были найдены анемометр, ящик с мелкими геологическими образцами, жестянка с патронами, морской альманах, чистые записные книжки, банки из-под пороха и консервов, отвертка, несколько пустых склянок. Наконец из-под груды камней был извлечен обшитый парусиной ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета.

Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести. Что заставило путешественников пойти на такой рискованный шаг, как переход по морскому льду в полярную ночь с запасом продовольствия всего на 14-20 дней? Очевидно, Толль был уверен в том, что яхта "Заря" обязательно придет на остров, а потом, когда выяснилось, что надежды на это больше нет, заниматься промыслом было уже поздно: птицы улетели, олени ушли от преследования на лед...

22 ноября 1904 года на заседании Комиссии Российской Академии наук было, в частности, определено, "что в 1902 г. температура к 9 сентября упала до -21° и до времени ухода Э. В. Толля с острова Беннета (8 ноября) неизменно колебалась между -18° и -25°. При таких низких температурах на пространстве между островом Беннета и Новосибирским архипелагом нагромождаются высокие труднопреодолимые торосы. Затянутые льдом и предательски запорошенные снегом промежутки между торосами во мраке полярной ночи становятся еще опаснее, чем при путешествии в светлое время года. Обширные полыньи, покрытые тонким слоем ледяных кристаллов, совершенно не видны в густом тумане. При движении по полынье байдарка покрывается толстым слоем льда, а двухлопастные весла, обмерзая, превращаются в тяжелые ледяные глыбы. Кроме того, ледяное "сало" спрессовывается перед носовой частью байдарки и еще более затрудняет движение, и обмерзшая байдарка легко переворачивается. При таких обстоятельствах трещина во льду шириной всего лишь в 40 м представляла непреодолимое препятствие для перехода партии".

Комиссия пришла к выводу, что "всех членов партии нужно считать погибшими". И все же, несмотря на этот вердикт, комиссия назначила премию "за отыскание всей партии или части ее" и другую премию, меньших размеров, "за первое указание несомненных следов ее" . Увы, эти премии так и не были никому присуждены...

По мнению ряда исследователей, Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Эдуард I Король Англии из рода Пилнтагенетов, правивший в 1272-1307 гг. Сын Генриха III и Элеоноры Прованской.Ж.: 1) с 1254 г. Элеонора, дочь короля Кастилии Фердинанда III (род. 1244 г. ум. 1290 г.); 2) с 1299 г. Маргарита, дочь короля Франции Филиппа III (род. 1279 г.. ум. 1318 г.)Род. 12 июня 1239 г. ум. 7 июля

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Эдуард II Король Англии из рода Плантагенетов, правивший в 1307-1327 гг. Сын Эдуарда I и Элеоноры Кастильской.Ж.: с 1308 г. Изабелла, дочь короля Франции Филиппа IV (род. 1292 г. ум. 1358 г.).Род. 1284 г. ум. 27 сент. 1327 г.Эдуард вступил на престол двадцатитрёхлетним юношей. По свидетельству

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Эдуард III Английский король из рода Плантагенетов, правивший в 1327-1377 гг. Сын Эдуарда II и Изабеллы Французской.Ж.: с 1329 г. Филиппа, дочь графа Голландского Вильгельма III (род. 1314 г. ум. 1369 г.).Род. 1312 г. ум. 21 июня 1377 г.Эдуард был возведен на престол в результате переворота,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Эдуард VI Король Англии из рода Тюдоров, правиший в 1547-1553 гг. Сын Генриха VIII и Джейн Сеймур.Род. 12 окт. 1537 г. ум. в июля 1553 г.После смерти отца Эдуард остался десятилетним ребёнком. Согласно завещанию Генриха VIII, он должен был находиться под опекой регентского совета из 16

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Кок Эдуард Кок (Coke) Эдуард (1.2.1552, Майлхем, Норфолк, - 3.9.1634. Сток-Поджес, Бакингемшир), английский политический деятель, юрист. Занимал ряд высших юридических и судебных должностей, в частности был генерал-атторнеем (1594-1606), главным судьей суда королевской скамьи (1613-16). В

Из книги Словарь современных цитат автора

Толль Эдуард Васильевич Толль Эдуард Васильевич , русский геолог, арктический исследователь. Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет (1882). В 1885-86 участвовал в руководимой А. А. Бунге экспедиции Петербургской АН на Новосибирские острова;

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Юнг Эдуард Юнг, Янг (Young) Эдуард (крещен в 3.7.1683, Апем, близ Уинчестера, - 5.4.1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт. Получил юридическое образование в Оксфордском университете. В раннем творчестве придерживался принципов классицизма, исчерпанность которых раскрыл в

Из книги автора

МАЛОФЕЕВ Эдуард Васильевич (р. 1942), футбольный тренер 32 Искренний футбол. Тренерское кредо Малофеева, возглавившего в 1984 г. сборную

КУК, Эдуард (Coke, Edward, 1552–1634), английский юрист 936…Дом человека есть его крепость, и свой дом каждому – безопаснейшее убежище. «Законы Англии» (1628), III, 73 (вторая часть фразы – по-латыни) ? Knowles, p. 224 Эта формула восходит к гораздо более раннему времени, напр.: «…чтобы дом каждого

Из книги автора

МАЛОФЕЕВ, Эдуард Васильевич (р. 1942), футбольный тренер 63 Искренний футбол. Тренерское кредо Малофеева, возглавившего в 1984 г. сборную

Из книги автора

ЭДУАРД I (Edward I, 1239–1307), король Англии с 1272 г. 7 То, что касается всех, должно быть одобрено всеми. Обращение к «образцовому парламенту» (1295) ? Stewart, p. 52 Формула взята из канонического права; включена в «Декреталии в шести книгах» папы Бонифация VIII (1298), V, 12. Она восходит к

Из книги автора

ЭДУАРД III (Edward III, 1312–1377), английский король с 1327 г.; начал Столетнюю войну с Францией 8 Да будет стыдно тому, кто дурно [об этом] подумает. // Honni soit qui mal y pense (франц.). Девиз ордена Подвязки, учрежденного в 1348 или 1349 г. Вероятный литературный источник – двустишие из басни Марии

Из книги автора

ЮНГ (Янг), Эдуард (Young, Edward, 1683–1765), английский поэт 21 Жизнь есть пустыня, жизнь есть одиночество; Смерть присоединяет нас к преобладающему (великому) большинству. // …Death joins us to the great majority. «Месть», трагедия (1721), д. IV ? Knowles, p. 839 ? «Он присоединился к большинству»

Толль Эдуард Васильевич

(1858-1902)

Российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские острова в 1885-1886 годах. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне Заря (1900-1902). Пропал без вести в 1902 году в районе острова Беннета. В начале XIX века русский промышленник и путешественник Яков Санников увидел к юго-западу от острова Котельного одного из Новосибирских островов большую землю. Однако сам он не дошел до нее путь Санникову преградили огромные полыньи, остававшиеся открытыми в течение почти всего года. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль поставил себе цель отыскать эту землю... Толль окончил один из старейших российских университетов Юрьевский (Тартуский). Первое свое путешествие совершил по Средиземному морю: сопровождал в научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора М. Брауна. Во время этого путешествия Толль изучал фауну Средиземного моря, знакомился с геологическим строением некоторых островов. В 1885-1886 годах Толль был помощником Александра Александровича Бунге в академической экспедиции, организованной Российской Академией наук для исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири... Эдуард Васильевич проводил самые разнообразные исследования геологические, метеорологические, ботанические, географические. Весной 1886 года Толль во главе отдельного отряда обследовал острова Большой Ляховский, Землю Бунге, Фаддеевский (косу на северо-западе острова Фаддеевского Толль назвал Стрелкой Анжу) и западный берег Новой Сибири. Летом Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей. Он решил, что перед ним Земля Санникова. Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, например остров Беннетта. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150- 200 километров к северу. Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта, и оказался прав, добившись более широких полномочий.

Раскопки останков мамонта оказались не столь интересными: были обнаружены лишь небольшие фрагменты кожи ископаемого животного, покрытые шерстью, части ног да нижняя челюсть. Другие же результаты экспедиции, продолжавшейся год и два дня, были значительно важнее. Весной 1893 года Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль вместе с военным моряком-гидрографом Евгением Николаевичем Шилейко в июне проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северосибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабарской губы на прежних картах она показывалась на 100 километров восточнее ее истинного положения. Затем путешественники разделились: Шилейко направился на запад к Хатангской губе, а Толль на Лену для отправки коллекций. Вновь вернувшись на Анабар, он прошел до поселка Хатанги и между реками Анабаром и Хатангой впервые исследовал северный выступ Среднесибирского плоскогорья (кряж Хара-Тас), а в междуречье Анабара и Попигая короткий кряж Сюрях-Джангы. Экспедиция собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции. Русское географическое общество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвует в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, Русское географическое общество командирует его в Норвегию для приветствия от имени Общества знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Нансена на устраиваемых в его честь торжествах. В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии. Вернувшись в Россию, ученый оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев, где начал писать большой научный очерк о геологии Новосибирских островов и работу о важнейших задачах исследования полярных стран. В эти же годы ученый проводил и разнообразные исследования в Прибалтике. Позже плавал на первом русском ледоколе Ермак. И все это время Толль мечтал об экспедиции к Земле Санникова. В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте Заря.

В путь отправились исследователи-энтузиасты. 21 июня маленькое судно отошло от Васильевского острова. Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена. Летом Заря прошла к полуострову Таймыр. Во время зимовки участники экспедиции обследовали очень большой участок прилегающего берега Таймырского полуострова и архипелаг Норденшельда; при этом Федор Андреевич Матисен прошел на север через пролив Матисен и открыл в архипелаге Норденшельда несколько островов Пахтусопа. Капитан Зари Николай Николаевич Коломейцев из-за разногласий с Толлем оставил судно и в апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе остров Расторгуева. Новым капитаном Зари стал Ф. Матисен. Осенью 1901 года Толль прошел на Заре, обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета почти по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно. Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Николай Дьяконов и Василий Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а затем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была Заря. Толль дал капитану следующую инструкцию: ...Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать Заре, то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции... Заря не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий. Капитан сделал все возможное, но вынужден был отказаться от дальнейших попыток.

К тому же истек назначенный самим Толлем срок судно должно было подойти к острову до 3 сентября. Осенью, после неудачных попыток пробиться к острову Беннета, Заря пришла в совершенно безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход Лена, на который был перегружен обширный научный материал, собранный за два года экспедицией Толля. На Заре боцманом был военный моряк Никифор Алексеевич Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты Заря вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета и спасти их не так уж и трудно... Переход оказался сравнительно легким и быстрым. Море было открытым. Льда не было. Уже через день, 17 августа, вельбот подошел у южному берегу острова Беннета. Следы экспедиции Толля нашлись почти сразу: один из участников экспедиции багром поднял лежащий на прибрежной отмели крышку от алюминиевого котелка. Согласно договоренности, Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. И на следующий день, после первой ночевки на острове, несколько человек отправилось к этому условленному месту... Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. На них были обнаружены следы костров, рубленые ветки плавника, служившего топливом. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками. 21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль. Вторая записка была озаглавлена Для ищущих нас и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года. Весной на собаках, тащивших на нартах вельбот, Бегичев перешел из устья Яны к острову Котельному, летом на вельботе отправился к острову Беннета, где поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик; до половины он был заполнен снегом, который смерзся, превратившись в ледяную глыбу. На грубых дощатых полах были найдены анемометр, ящик с мелкими геологическими образцами, жестянка с патронами, морской альманах, чистые записные книжки, банки из-под пороха и консервов, отвертка, несколько пустых склянок.

Наконец из-под груды камней был извлечен обшитый парусиной ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета. Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести. Что заставило путешественников пойти на такой рискованный шаг, как переход по морскому льду в полярную ночь с запасом продовольствия всего на 14-20 дней? Очевидно, Толль был уверен в том, что яхта Заря обязательно придет на остров, а потом, когда выяснилось, что надежды на это больше нет, заниматься промыслом было уже поздно: птицы улетели, олени ушли от преследования на лед... 22 ноября 1904 года на заседании Комиссии Российской Академии наук было, в частности, определено, что в 1902 г. температура к 9 сентября упала до 21° и до времени ухода Э. В. Толля с острова Беннета (8 ноября) неизменно колебалась между -18° и -25°. При таких низких температурах на пространстве между островом Беннета и Новосибирским архипелагом нагромождаются высокие труднопреодолимые торосы. Затянутые льдом и предательски запорошенные снегом промежутки между торосами во мраке полярной ночи становятся еще опаснее, чем при путешествии в светлое время года. Обширные полыньи, покрытые тонким слоем ледяных кристаллов, совершенно не видны в густом тумане. При движении по полынье байдарка покрывается толстым слоем льда, а двухлопастные весла, обмерзая, превращаются в тяжелые ледяные глыбы. Кроме того, ледяное сало спрессовывается перед носовой частью байдарки и еще более затрудняет движение, и обмерзшая байдарка легко переворачивается. При таких обстоятельствах трещина во льду шириной всего лишь в 40 м представляла непреодолимое препятствие для перехода партии. Комиссия пришла к выводу, что всех членов партии нужно считать погибшими. И все же, несмотря на этот вердикт, комиссия назначила премию за отыскание всей партии или части ее и другую премию, меньших размеров, за первое указание несомненных следов ее. Увы, эти премии так и не были никому присуждены... По мнению ряда исследователей Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru

История барона Толля началась задолго до его рождения. В начале XIX века, точнее, в 1810 году, путешественник и зверобой Яков Санников отправил в Императорское Русское географическое общество донесение об очередном открытии новой земли. В один из ясных солнечных дней, добывая песца на северной оконечности острова Котельный, он ясно видел на горизонте землю. К тому моменту Яков слыл уже известным путешественником, на его счету были три открытых острова, поэтому в словах Санникова не усомнились. Тем более, что открытие подтверждалось свидетельством его спутника.


Новосибирские острова. Где-то на севере от острова Котельный и видели Землю Санникова. Источник: wikimedia.org

Легенды и мечтатели

Вообще, Санников давно предполагал, что севернее Котельного лежит неизведанная земля. О ней издревле ходили легенды. У северных якутов существовали предания о народе онкилонов, который однажды снялся со своих стоянок и вместе с оленями и собаками ушел на Север, якобы в теплые плодородные земли. Об этом рассказывали вернувшиеся с промысла охотники. Да и перелетные птицы, вместо того чтобы лететь на юг, тянулись косяками к северу, возвращаясь потом оттуда с потомством.

Как бы там ни было, но экспедицию на поиски новой земли государство организовывать не спешило. За него это сделал барон Толль. На свои деньги он с такими же энтузиастами добрался до Котельного. Ему, как и Санникову, удалось рассмотреть таинственную землю: четыре горы, переходящие в низину.

Из-за сложностей в погодных условиях, что не редкость в тех краях, добраться до увиденной суши экспедиция не сумела. Толль вернулся ни с чем. Но со дня, когда на горизонте показались пока еще недостижимые горы, поиск загадочной страны онкилонов стал для барона делом всей его последующей жизни.


«Заря» в лагуне Нерпалах, 14 декабря 1901 года, скан из книги Кузнецова «В поисках земли Санникова». Источник: wikimedia.org

Директива сверху

Сообщение Эдуарда Васильевича в Российской академии наук об обнаруженной им земле дало толчок амбициям Морского ведомства России. Докладом заинтересовались на самом верху: сам император дал приказ организовать первую официальную полярную экспедицию. Долго не могли найти требуемых для снаряжения экспедиции денег: тогда бюджет России трещал по швам.

Неизвестно, сколько бы еще правительство переливало из пустого в порожнее, возможно, экспедиция вообще бы не состоялась. Но Николай II в последний день 1899 года своим указом направил на организацию похода 200 тысяч рублей, изъяв их из кармана Академии наук.

Это было все, что смог сделать царь для первопроходцев. У них не было главного: судна, которое способно выдержать морское путешествие в жесточайших условиях Крайнего Севера.

И снова Толль вложил в рискованное предприятие собственные сбережения. Он выкупил у норвежцев тюленебойную парусно-паровую шхуну «Харальд прекрасноволосый», которое было переименовано в «Зарю». Покупка и переоборудование судна в шхуну-барк обошлись в 60 000 рублей – сумму, по тем временам неподъемную даже для барона. Поэтому пришлось привлекать благотворителей. Интерес к новым для России землям был настолько велик, что собрали сумму, примерно равную той, что была выделена Академией. Прекрасно продуманная и полностью укомплектованная экспедиция тронулась в путь из Кронштадта 21 июня 1900 года.


Экипаж экспедиции Эдуарда Толля. Третий слева в верхнем ряду будущий адмирал Колчак. Источник: wikimedia.org

Тот, кого нельзя называть

В экспедиции участвовали два десятка человек. Но в советское время об одном из них предпочитали не упоминать. Этот человек занимался тем, что промерял глубины: он был специалистом по гидрогеологическим и магнитным изысканиям. Звали его Александр Колчак . Впоследствии он станет противостоящим целой стране адмиралом. А в тот год в греческом порту Пирея Толль практически сманил зеленого лейтенанта в экспедицию с броненосца «Петропавловск», который шел с Балтики на Дальний Восток. Колчак разделил с бароном все тяготы экстремального путешествия по Арктике. Они вместе пережили зимовку на Таймыре, дважды добрались до Котельного. Только через год с небольшим (в сентябре) им удалось дойти до места, где вроде бы должна быть увиденная Толлем земля.

Хоть малые глубины и говорили о том, что суша где-то рядом, увидеть ее путешественники так и не смогли. Появились плотные туманы, и поиск в очередной раз был отложен. Команде пришлось еще раз зимовать на Котельном.

Таинственное исчезновение

В следующую весну Толль предпринял еще попытку добраться до таинственной земли. Но к моменту его возвращения шхуна не пришла к месту встречи: ледяные глыбы повредили «Зарю». Лейтенант Колчак обратился к Академии наук с просьбой доверить ему спасательную миссию. И с начала мая по начало декабря 1903 года в районе, где пропал барон, проходили активные поиски.

Но все старания найти команду Толля пропали даром: найдены были только геологическая коллекция и записка, написанная его рукой. Из записки узнали, что команда отправилась на юг острова Беннетта в октябре 1902 года. Добрался ли он до земли Санникова или так и погиб, не достигнув мечты, неизвестно.

Стоянку Толля в тридцатых годах нашли советские исследователи. А в семидесятых, по указаниям барона Толля, которые он оставил в своем дневнике, нашли схрон с прекрасно сохранившимися продуктами. Тушенка оказалась совершенно съедобной, что еще на месте проверили исследователи.