Все о тюнинге авто

Что такое бушприт на корабле. Парусные корабли XV века

Фламандская каракка – ванты


Ванты ― растяжки, которые удерживают мачту, чтобы не упала, чего доброго.
А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля



Модель каракки из Нюрнберга (Schlüsselfelder Schiff ), серебро, позолота, 1503 г. Автор предположительно Альбрехт Дюрер-старший.


Конструкция крепления вант грот-мачты к корпусу фламандской каракки необычна. Первые несколько снастей крепятся непосредственно к борту, остальные – к широкому русленю.

Появление широкого горизонтального русленя на гравюре, которая, как полагают, относится к периоду свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской в 1468 году, с детальным изображением юферсов на нем – достаточно необычно. Ванты в тот период крепили в основном на палубе или непосредственно на бортах, а способы, которыми их набивали, распознать на имеющихся изображениях было невозможно (о вант на галерах и связанных с этим процессом терминах можно прочитать в одном из наших прежних постов). Обычно художники ограничивались какими-то непонятными зигзагами. Одним из первых достоверно датируемых (1493 год) изображений горизонтального русленя является гравюра Михаэля Вольгемута «Улисс и Цирцея» в «Нюрнбергской хронике» Хартмана Шеделя.


Гравюра по дереву из Нюрнбергской хроники Шеделя (Schedel"schen Weltchronik ), лист 41 recto


Но и на ней устройство для набивания вант – это лишь какие-то зигзаги вокруг снастей.

Необычность изображения фламандской каракки подкреплена отличием стиля этой гравюры от стиля других сохранившихся работ Мастера WA: изображение каракки никак не соотносится с периодом 1468 года, а больше соответствует стилю последних работ Мастера, приходящихся на 1485-1490-е годы. Возникшую проблему можно разрешить, предположив, что оригинальное изображение, изготовленное к свадьбе, было переделано в более поздние годы. Если еще раз взглянуть на увеличенное изображение каракки в районе крепления вант


то можно рассмотреть следы удаленного фрагмента изображения между грузовым портом в борту каракки и русленем над ним.Частично удаленная деталь видимо представляла собой грузовой порт, который был расположен выше и ближе к корме, чем порт на окончательном изображении. Перемещение порта на новое место можно легко объяснить. Погрузка тяжелых предметов через грузовой люк в борту зачастую осуществлялась с помощью талей на грота-рее, которая использовалась как грузовая стрела. Широкий руслень, как он изображен на гравюре, расположенный сразу же над старым изображением порта, делал погрузку через этот порт невозможным. Видимо, руслень является более поздним дополнением на гравюре, и вместе с ним были внесены изменения и в расположение грузового порта.

Теперь о самом способе крепления вант. Рассмотрим вкратце его эволюцию. Увеличение размеров парусных кораблей и рост в связи с этим сил натяжения стоячего такелажа требовали новых способов набивания вант. Всего можно отметить три таких способа. Первый был подобен методу, который используется при натягивании струн музыкальных инструментов. Концы вант наматывали на колышки (подобно колкам на скрипке). Натяжение снастей осуществлялось с помощью барашков, прикрепленных на этих штифтах, что также очень смахивает на прием настройки струнных инструментов. Хорошую иллюстрацию к этому варианту можно увидеть на гравюре Ганса Буркмайра (1511 год), находящейся в книге комментариев страсбургского проповедника Гайлера фон Кайзерсберга к поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков » .


Таким образом, в этом случае натяжение вант осуществлялось с помощью своеобразного ворота, небольшого брашпиля, снабженного, как полагают некоторые исследователи (H. H. Brindly, 1913), храповым механизмом (храповик с собачкой). Впрочем, нельзя исключать. что штифты удерживались в необходимом положении с помощью обычного фрикциона, что было более естественным в ту эпоху. Следует отметить, что других изображений подобного способа натяжения вант не найдено, поэтому выдвинута гипотеза, что изображение воскрешает давно забытый, возможно, исторически первый, способ.

Другим возможным способом набивания вант являлся способ закрутки снасти. Для понимания его сути рассмотрим вантовые тросы, которые существовали в то время. В принципиальном плане существуют два типа витых тросов: левого спуска и правого спуска. В 1973 году для обозначения этих двух типов навивки троса даже был введен особый международный стандарт ISO 2:

Прописной латинской буквой S обозначались тросы левого спуска, а прописной Z – правого. Эти буквы были выбраны потому, что направление линии в их средней части соответствует направлению пряди в соответствующем тросе. Для нас удобнее, думаю, будет другое правило: если смотреть вдоль троса, то для троса левого спуска прядь, удаляясь от наблюдателя, идет в левом направлении, а для правого, соответственно, в правом. (Для знатоков нарезного оружия здесь прямая аналогия с определением направления нарезки ствола: правого – «слева, вверх, направо» (исторически это Россия, США и др.) и левого (Англия, Франция и пр.)) Тросы правого спуска наиболее распространены, и, как правило, именно они использовались для изготовления вант.

Если трос правого спуска (a) «закручивать» против часовой стрелки (b), то он становится короче, натяжение ванты возрастает, если по часовой стрелке (c) – трос удлиняется. Это свойство витых тросов использовалось для набивки вант.

К нижнему концу ванты, прошедшему через отверстие в борту, прикрепляли клеванту (о клевантах мы уже ). Вращая клеванту в желаемом направлении, увеличивали или уменьшали натяжение вант.

Существуют изображения и даже модели парусных кораблей с подобным способом набивания вант. К примеру, в иллюминированной Псалтыри Латтрелла (1320–1340) на миниатюре к псалму 89 как раз показаны ванты с клевантами.


Luttrell Psalter (British Library), фрагмент миниатюры к псалму 89


Ну и конечно, замечательная серебряная модель каракки из Нюрнберга, фотография которой приведена в начале поста, а увеличенное изображение приводится ниже.

Кольхаузен (H. Kohlhausen. Nürnberger Goldschmiedekunst des Mittelalters undder Durerzeit 1240 bis 1540 , Berlin, 1968) делает предположение, что возможный автор модели Альбрехт Дюрер-старший в качестве образца для нее взял гравюру фламандской каракки Мастера WA. Однако имеется одно препятствие: на модели Дюрера использован способ крепления вант с помощью клевантов, а на фламандской каракке, как мы видели, использованы юферсы и руслень.

И, наконец, рассмотрим третий способ натяжения вант – с помощью блоков. Первоначально ванты набивали с помощью одношкивного блока, дающего, как известно, двукратный выигрыш в силе. Дальнейшее усовершенствование этого способа привело к замене простого блока парой юферсов – бесшкивных блоков с тремя сквозными отверстиями в щеках, расположенными в виде треугольника, через которые проводят лопари талрепа (см. приведенное выше увеличенное изображение фламандской каракки в районе вант). Новая конструкция теоретически позволяла добиться пятикратного выигрыша в силе.

Исторически введение юферсов по времени совпадало с введением руслений для их крепления: усиление натяжения вант в новом способе их крепления грозило отрывом обшивки борта, поэтому крепились блоки уже не за борт, а на специальной горизонтальной доске – руслене. Первоначально эта доска крепилась к борту пластью, вертикально. Такой способ крепления мы видим, например, на каракке с картины Ганса Мемлинга «Семь радостей Марии»


Ганс Мемлинг (Hans Memling) Семь радостей Марии (1480). Старая мюнхенская Пинакотека

Художник в пределах одной огромной доски изобразил восемнадцать разных эпизодов из жизни Марии и Христа. Нас интересует сцена на заднем фоне, изображающая погрузку волхвов и их лошадей на корабли (на обратном пути из Святой Земли после поклонения Христу).

Разрешения имеющихся репродукций с этой картины не хватает, чтобы в деталях разглядеть корабли на горизонте. Приведем поэтому иллюстрацию из статьи A. W. Sleeswyk The Carrack of Hans Memling (1987)


Каракки волхвов (1480)

Хотя и на этом изображении мы особенно не различаем интересующих нас деталей, предлагается поверить на слово, что на левом корабле крепление вант осуществляется через юферсы, которые укреплены на доске, плоскостью своей прижатой к бору корабля.

Продолжим эту тему в следующий раз.

– А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! – сказала Ксеня.

– Даже у "простого бревна" необходимо знать названия частей… Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний – н о к, как у гика, гафеля или рея.

Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р – в у л и н г.

– Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, – удивился Слава. – Почему же "ватер…"?

– Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг… Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе…

Видите, сколько всего связано даже с "простым бревном". Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим п о л н ы й фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.

Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕ ГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я – БОМ-УТЛЕГАРЬ.

– Логичнее было бы "брам-утлегарь", – заметил Слава.

– Может быть. Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".

Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!

Как хорошо по ним побегать! -

сочинил Антон Штукин.

– Иногда матросам приходится там и пробежаться, – согласился Яков Платонович. – Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.

– Но ведь под бушпритом натягивают сетку! – воскликнула Ксеня. – Вот, на модели "Меридиана"…

– Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные – целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.

– Какими отростками? – удивился Антон.

– Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА-РЕЙ. "Блинд" в переводе на русский язык означает "слепой". В прошлые века к блинда-рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна… Помогать-то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался – для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда-рея, ставят два отростка – БЛИНДА-ГАФЕЛЯ.

А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда-рей или блинда-гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" – понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему "мартин", я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем…

Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

Сошлись вода и небо в шумном споре,

И океан бурлил в кипеньи диком.

И наш корабль вперед летел над морем,

Распарывая гребни мартин-гиком…

Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.

– А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, – сказал Яков Платонович. – Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай…

Так они и сделали…

– Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, – сказал Вася.

– Да, – согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. – А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галеонов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом-утлегаря ставили дополнительную мачту – с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась – б у ш п р и т н а я м а ч т а.

А позади бизани на таких кораблях стояла иногда еще одна мачта – тоже маленькая, вспомогательная. Б о н а в е н т у р – м а ч т а. "Бонавентура" на некоторых языках значит "счастливая судьба". Наверно, моряки считали, что эта мачта сделает управление кораблем более удачным.

Под рангоутом и такелажем судна понимают всю движущуюся или находящуюся в состоянии покоя оснастку - мачты, грузовые полумачты, реи, гафели, грузовые стрелы, ванты, штаги со всеми относящимися к ним деталями. Это название сохранилось со времен парусных судов, правда, его значение за это время существенно изменилось. Так, первоначально рангоут и такелаж парусного судна обеспечивали продвижение судна вперед, а в настоящее время их главной задачей на современных грузовых судах является размещение грузового устройства, а на пассажирских судах, ледоколах, буксирах и подобных им плавучих средствах - сигнального оборудования.


Вооружение парусного судна

а - вооружение барка со вспомогательным двигателем; b - типы парусного вооружения; с - типы парусных судов.

1 - бизань-гик; 2 - бизань; 3 - бизань-мачта; 4 - бизань-гафель; 5 - крюйс-топсель; 6 - крюйс-стеньга; 7 - грот-брам-стеньга; 8 - грот-бом-брам-рей; 9 - грот-бом-брамсель; 10 - грот-брам-рей; 11 - грот-брамсель; 12 - крюйс-брам-стаксель; 13 - крюйс-стень-стаксель; 14 - апсель; 15 - верхний грот-марсель; 16 - нижний грот-марсель; 17 - грот; 18 - грот-стеньга; 19 - грот-мачта; 20 - верхний грот-марса-рей; 21 - нижний грот-марса-рей; 22 - грота-рей; 23 - грот-бом-брам-стаксель; 24 - грот-брам-стаксель; 25 - грот-стень-стаксель; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-брам-стеньга; 28 - фор-бом-брамсель; 29 - фор-брам-рей; 30 - фор-брамсель; 31 - фор-бом-брам-штаг; 32 - бом-кливер-леер; 33 - верхний фор-марса-рей; 34 - верхний фор-марсель; 35- фор-стеньга; 36 - нижний фор-марса-рей; 37 - нижний фор-марсель; 38 - фоке-рей; 39 - фор-мачта; 40 - фок; 41 - фор-стеньга-стаксель; 42 - средний кливер; 43 - кливер; 44 - бом-кливер; 45 - бушприт; 46 - латинский парус; 47 - прямой рейковый парус; 48 - люгерный или рейковый парус третьяк; 49 - люгерный или рейковый парус четвертак; 50 - шпринтовый парус; 51 - гафельный парус; 52 - гуари; 53 - бермудский парус; 54 - эверс; 55 - логгер; 56 - кеч; 57 - деухмачтовая гафельная шхуна; 58 - двухмачтовая марсельная шхуна; 59 - бригантина (шхуна-бриг); 60 - бриг; 61 - трехмачтовая гафельная шхуна; 62 - трехмачтовая топсельная шхуна; 63 - трехмачтовая марсельная шхуна; 64 - баркентина (шхуна-барк); 65 - барк; 66 - корабль с полным вооружением.

Главной частью рангоута является мачта. В зависимости от цели применения различают сигнальные, грузовые и специальные мачты из дерева или из труб, изготовленных из стали или легкого металла. Для восприятия сил, возникающих вследствие бортовой и килевой качки при сильном волнении, мачты крепятся к бортам или в диаметральной плоскости при помощи вант и штагов, состоящих из стальных проволочных тросов. На сигнальных мачтах помещаются сигнальная и радиоантенная реи, а часто также и гафель для подъема флага страны. Свежая информация такелажные работы у нас . Кроме того, на них находятся флажные фалы и держатель для фонаря.



Рангоут и такелаж грузовых судов

а - грузовое и сигнальное устройства грузового судна старой конструкции; b - грузовое судно с грузовыми стрелами и судовыми кранами.

Наиболее простую конструкцию имеют трубчатые мачты (рис. ниже а), у которых спереди и сзади имеется по одной грузовой стреле. Для размещения других грузовых стрел на топе мачты монтируется салинг, и в двух-трех метрах над палубой к мачте крепится траверса. Концы траверсы опираются на короткие вентиляционные стойки. Салинг и траверса часто состоят из одной коробчатой балки (рис. ниже b). У наиболее часто встречающихся двуногих мачт обычно отсутствует стоячий такелаж, за счет чего повышается обзорность открытой палубы. Иногда при работе с тяжеловесными грузовыми устройствами на противоположной стороне устанавливаются штаги (рис. ниже с).


Грузовые мачты

а - трубчатая мачта; b - трубчатая мачта с салингом и траверсой грузовой стрелы; с - двуногая мачта. 1 - антенный рей; 2 - рей; 3 - прожекторный рей; 4 - пост наблюдения на мачте («воронье гнездо»); 5 - ванты; 6 - стеньга; 7 - салинг; 8 - вентиляционная колонна; 9 - фундамент грузовой стрелы.

Грузовые полумачты в отличие от мачт редко снабжаются стеньгами и устанавливаются парами вне диаметральной плоскости судна между люками или на люках. Как правило, они не имеют штагов, но часто соединяются между собой посредством связывающего штага или траверсы. Грузовые полумачты часто используются для вентиляции грузового трюма; в этом случае в них предусматриваются раструбы палубного вентилятора.


Грузовые полумачты

а - расположение полумачт; b - полумачты с траверсой; с - полумачты с топриком и вантами; d - полумачты без штагов. 1 - стеньга; 2 - траверса; 3 - грузовая полумачта; 4 - топрик; 5 - ванты.

Мачты и полумачты крепятся при помощи вант и штагов, которые почти во всех случаях состоят из стальных тросов. Они прикрепляются одним концом к мачте (салингу) или к полумачте прочными обухами (вантовыми обухами), а другим концом - к основаниям вант (вант-путенсам) в непосредственной близости от фальшборта. Ванты или штаги обухами присоединяют к мачте или к вант-путенсам при помощи мочек; при наличии вильчатых канатных замков мочки не требуются. Между вантами или штагами и вант-путенсами расположены талрепы для подтягивания тросов.

К мачтам реи подвешиваются при помощи бейфутов, которыэ должны удерживать реи на достаточном расстоянии от мачт, чтобы ванты не мешали их брасопить (поворачивать).

Бейфут, который древние римляне называли aпguiпa, представлял собой пояс, образованный несколькими шлагами троса. Впоследствии этот пояс был заменен деревянными точеными шариками - ракс-клотами, кораллами или патерностерами (четками), насаженными на два или три параллельно идущих троса. Последние удерживались в определенном положении относительно друг друга при помощи вертикальных тоских деревянных пластин - ракс-слизов, поставленных между ракс-клотами. Сами же тросы, пропущенные через ракс-клоты и ракс-слизы.

снимок учебного судна, вид в корму.

Ь - бугель путенс-вант; 7 - эзельгофт; 8 - бизань-гик; 9 - бизань-гафель; 10 -бу-Л^рик-фал; 13 - эренс-бакштаги; 14 - иок гафеля; 15 - обух для блока кормового І^ль для установки нагелей; 20 - бугель с обухами для топенантов бизань-гика; 21 -» " - скобы; 25 - шкоты бизань-гнка.

назывались ракс-тросами или ракс-бастардами, а трос, охватывающий рей и прижимавший его к мачте, в Италии называли drossa (рис, 298, а-Ь). Существовали различные типы тросовых бейфутов или ракс-бугелей.

У нижних реев и марса-реев ракс-бугель был образован тремя Рядами ракс-тросов с клотами (рис. 298, с). Средний ракс-трос


Рис. 297 Бизань-гик и гафель стальной мачты современного парус* ного судна.

I ее, нижняя мачта; 2 »- стеньга; 3 марс; 4 - путенс-ванты; 5 -. топ мач-ты; 6 шпор стеньгн; 7 шкнв-гат со шкивом для стень-вынтрепа; 8 - эзельгофт; 9 - бугель путено-вант; 10 «» бугель для штыря (болта) пятки га-4еля; И - оковка гафеля со штырем; 12 - бугель о обухом для крепления блока талей дирик-фала; 13 ~ бугель с обухами для крепления коренных концов дирнк-фала и эренс-бакштагов; 14 - шкив для проводки трисель-фала; 13 - нок гафеля; 16 - обух для блока флага; 17 - штырь; 18 ~ бугель для штыря пятки гнка; 19 - гафель; 20 - бизань-гик; 21 - бугель с обухом н погон для гнка-шкотов; 22 - бугель для гика-топенантов; 23 деревянный бугель для установки нагелей.

на концах имел по коушу, а крайние - по одному кренгельсу. Ракс-бугель устанавливали так, чтобы он огибал кормовую сторону мачтьі, как повязкой, а свободные концы крайних ракс-тросов, пропущенные через соответствующие коуши и кренгельсы, крепили на середине рея ^.

Через юферс (юферсом называют деревянный блок без шкивов, в котором просверлены два или три отверстия для проводки соответствующего такелажа), установленный в середине бейфута.


Рис. 298. Ракс-бугели (тросовые бейфуты) старинных судов: а - с тремя рядами клотов; b ^- є двумя рядами клотов; с - нижнего рея; d - английского типа; е - брам-рея; f - бастард рю галеры.

1 - ракс-клоты; 2 «» рако-олизы; 3 « рако-трооы; і «■ конца рако-трооов;- 5 - креи" гельо; 6 е. коуш.

были пропущены два конца - фал и нирал ракс-бугеля. Они помогали управлять ракс-бугелем при спуске и подъеме рея (рис. 299).

Так как нижние реи опускали и поднимали редко, то в XVIII в. ракс-бугель был заменен более простым бугелем английского типа (см. рис. 298, d). Он состоял из троса, обмотанного шкимушгаром и обшитого кожей, на одном конце которого находился кренгельс. Ракс-бугель охватывал мачту, а ракс-трос, огибая рей и мачту, проходил через кренгельс и спускался вниз справа от мачты.

На конце троса находился блок, который вместе с другим блоком, установленным у пяртнерса мачты, образовывал тали. Эти ракс-тали, или бейфут-тали, служили для набивания и по-травливания ракс-бугеля. Дополнительно заводили еще один трос, который огибал рей и мачту и набивался с помощью других

^ При такой проводке ракс-бугель нельзя было растравливать при спуске или подъеме рея.

талей, поставленных с противоположной стороны мачты. Английский ракс-бугель имел фал и нирал (рис. 300).

Ракс-бугель брам-реев был почти таким же, как бугели нижних реев: на нем было два ракс-троса с клотами. Оба ракс-троса были соединены с одной стороны и образовывали кренгельс. Ракс-бугель огибал мачту, затем ракс-тросы двумя-тремя шлагами охватывали рей, и, пройдя через кренгельс, крепились. Такой ракс-бугель применяли на нижних реях и марса-реях небольших судов (см. рис. 298, е).

Ракс-бугель бизань-рю также состоял из двух ракс-тросов с клотами. С одной

Рис. 299. Ракс-бугель нижнего рея.

I - ракс-бугель; 2 - мачта; .5 - рей; 4 - фал ракс-бугеля; 5 - нн-рал ракс-бугеля.

Рис 300. Ракс-бугель английского типа на нижней мачте.

1 - ракс-бугель; 2 - мачта; 3-рей; 4 - фал ракс-бугеля; 5 - ннрал ракс-бугеля; 6 -■ бастард-блок) 7 - тали ракс-бугеля; 8 - вторые талн.

стороны оба ракс-троса сплетались в один конец и крепились на юферсе, а с другой - они огибали рей» проходили через упомянутый юферс и крепились на двухшкивном блоке (рис. 301). Другой блок находился у мачты на шканцах и вместе с первым образовывал ракс-тали.

Ракс-бугели блинда-рея и бом-блинда-рея представляли собой особые тросовые стропы (рис. 302). Ракс-бугели на галерах - бастарды - состояли из трех ракс-тросов с клотами, но без раке-слизов (см. рис 29в, 1).

В XIX в. в изготовление ракс-бугелей постепенно вводят различные новшества, но до конца столетия применяют в основном простые бугели.

На современных парусных судах бейфуты нижних реев могут быть разного типа.

Бейфут со стропами из цепей - цепной бейфут (рис. 303) - по проводке почти полностью повторяет упрощенный тросовый ракс-бугель.

Железный бейфут состоит из бугеля, закрепленного на мачте ниже чиксов, который с помощью вертлюга со штырем и рого-образной соединительной планки соединен с двумя бугелями, установленными на рее. Сам рей висит на особой цепи - борге, один конец которой крепится посредине рея на бугеле, а второй - под салингом (рис. 304). На стальных мачтах применяют только металлические бейфуты (рис. 305).

Бейфутов марса-реев насчитывается пять типов. Первый тип - простой марса-б< й-


Рис. 301. Ракс-бугель бизань-рю.

Рис. 302. Ракс-бугель блинда-рея и бом-блинда-рея.

фут - состоит из двух стропов, соединенных друг с другом, оклетневанных шкимушгаром и обшитых кожей. Он может быть выполнен из стальных концов или цепей (рис. 306, а).

Марса-бейфут второго типа состоит нз одного ряда ракс-клотов, насаженных на растительный или стальной трос и отделенных друг от друга попарно ракс-слизами.


Рис. 303. Цепной бейфут.

1 <- рей; 2 - цепной бейфут; 3 <- скоба для крепления борга; 4 леер; 5 перты; 6 блоки фала рея; 7 - обухи; 8 - оодперткя.


Рис. 304. Железные бейфуты нижних реев и нижних марса-реев.

1 - нижняя мачта; 2 - стеньга; 3 - топ мачты; 4 - шпор стеньгн; 5 - шлагтов; 6 лонга-салинги; 7 - марс; 8 - путено-ванты; 9 - бугель путенс-вант; 10 «. скоба бу-геля; И - чиксы; 12 - юферсы путенс-вант для крепления стень-вант; 13эзельгофт с отверстием для штыря бейфута марса-рея; 14 - бейфут марса-рея; 15 - опорная стойка рея, заменяющая борг; 16 -= бейфут нижнего рея; 17 - бугель бейфута на мачте; 18 - бугели бейфута на нижнем рее; 19 =. бугель о обухом для крепления борга; 20 ^ борг.

Третий ТИП С шарнирной наметкой представляет собой деревянную наделку - ракс-кламп, укрепленную на задней стороне рея, с полукруглым гнездом для мачты в середине. Гнездо закрывается полукруглой железной наметкой со штырем. Эта наметка может состоять и из клотов (рис. 307, Ь).


Рис. 305, Бейфут нижнего рея на металлической мачте (вид сбоку и сверху).

Рис. 306. Бейфуты марса-реев: а - простой бейфут.

I - рей; 2 - мачта; 3 »« бейфут;

b - бейфут с шарнирной наметкой.

1 - «рако-кламп»; 2 - бугели; 3 - рей; 4 - леер для крепления верхней шкаторины паруса; 5 - леер для подвязывания подпертков; б - железная наметка;

с - бейфут с «муфтой» для верхнего марса-рея.

1 - рей; 2 - мачта; 3 ш деревянная муфта; 4 п. железная обойма; 5 - соединительная планка бейфута; 6 - бугели бейфута на рее.


Четвертый тип - бейфут с муфтой - в основном применяется для верхних марса-реев, если на судне имеются двойные марсели (нижний и верхний). Муфта состоит из двух половинок цилиндра нз твердого дерева, охватывающих мачту и заключенных в железную обойму, которая через вертлюг соединяется с бугелями, надетыми на рей. Муфта может быть и металлической, в этом слу-


чае ее изнутри общивают кожей, что облегчает скольжение вдоль мачты. Бейфут этого типа вытеснил предыдущие (рис. 306, с).

Бейфут пятого типа представляет собой консолеобразную оковку. Он вращается вокруг щтыря, установленного на передней стороне эзельгофта. При этом вместо цепного борга применяется металлическая опорная стойка, которая устанавливается под бейфутом и опирается на марс (см. рис. 304).

"а кой бейфут ставят на нижних марса-реях и нижних брам-реях.

На брам- и бом-брам-реях устанавливаютлибо простой бейфут из двух стропов, обшитых кожей, либо бейфут с ракс-клампом и металлической наметкой или поясом из клотов (см. рис. 306, Ь и 307).

Бейфут гафеля. К усам пятки гафеля, которые охватывают мачту или трисель-мачту, крепят бейфут, образованный рядом клотов без ракс-слизов. Такой бейфут позволяет гафелю перемещаться вдоль мачты и поворачиваться.

Бейфут бизань-гика. Кроме бейфута, аналогичного бейфуту гафеля, шпор гика может иметь металлическую оковку со штырем, позволяющую ему поворачиваться (см. рис. 296 и 297).

- (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

- (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
  • Развивающая аудиоэнциклопедия. Корабли. Водный транспорт (аудиокнига MP3) , А. Лукин. Серия "Транспорт" включает четыре диска, послушав которые, дети узнают много нового о самолетах и дирижаблях, автомобилях и велосипедах, кораблях, метро и железной дороге. В этом выпуске: Как…