Все о тюнинге авто

Монастырь ясная гора. Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

Ясная Гора , Ясна Гура (польск. Jasna Góra ) — католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название — Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie ). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, которая почитается католиками, как величайшая реликвия. Ясная Гора — главный объект религиозного паломничества в Польше.


История


1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.


На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Она разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.


В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.


Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.


После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после революции 1917 года. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.


В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.


Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.


После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.


В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие , и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.


Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.


Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:


  • бастион Морштынов

  • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)

  • королевский бастион (или бастион Потоцких)

  • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

Колокольня

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.


Кололкольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Хедвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви — св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.



Капелла Девы Марии


Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.


В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.



Собор Святого Креста и Рождества Богородицы


Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.


В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.


Трёхнефный собор — один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.



Ризница


Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.



Библиотека


Монастырь располагает обширной библиотекой. Среди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.


Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.



Рыцарский зал


Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен св. Иоанна Богослова работы XVIII века.


В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.




В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.



Паломничества


Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.


Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.



Монастырь в литературе


Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страницах исторического романа Г. Сенкевича Потоп.

Я́сная Гора́, Я́сна Гу́ра (польск. Jasna Góra) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskiej). Принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, почитаемой величайшей святыней католиками и православными. Ясная Гора - памятник истории, главный в стране объект паломничества, а также символ национального единства польской нации. Является кандидатом на включение в список Всемирного наследия UNESCO.

ИсторияПравить

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке. На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей…

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в . На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города (совр. ). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Она разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в е при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.

В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты , и ; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.

Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность. во время визита в Ясную Гору в 2006 году]]

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в и был утерян после революции 1917 года. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в .

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

Территория и строения

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

  • бастион Морштынов
  • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
  • королевский бастион (или бастион Потоцких)
  • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

Колокольня

на стенах капеллы Девы Марии]]

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

Кололкольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Хедвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Капелла Девы Марии

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

Трёхнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница

Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Библиотека

Монастырь располагает обширной библиотекой. Среди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.

Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

Прочие

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

Паломничества

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

Монастырь в литературе

Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страницах исторического романа Г. Сенкевича Потоп.

Итак, продолжаю рассказ о своем путешествии в Польшу.
Далее мы двинулись в город Ченстохова.

Один из старейших польских городов, Ченстохова (Czestochowa), расположен на юге страны, на берегах реки Варта.
Время основания Чехонстовы - XI век, еще через два столетия ему был дарован статус города.
Ченстохова - религиозная столица Польши, место паломничества.

Главная достопримечательность города, из-за которой сюда стремятся туристы не только со всех краев Польши, но и со всего мира, - это чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, которую также называют Черной Мадонной, хранящаяся в монастыре в Ясной Гуре (Ясная Гора).

Вход в монастырь. Вдалеке видна колокольня.


Статуи на стене монастыря.


Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX-XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами.

Вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа - это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.
Через арку можно пройти ко входу на колокольню.

Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.
Чтобы подняться на ее верх потребуется преодолеть 519 ступеней, но мы из-за жестких временных рамок не поднимались.

Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви — св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.


На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве - символ ордена паулинов.
Наш гид. Рассказывал на русском языке.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.


Распятие в Рыцарском зале.

Из-за темного оттенка лика икона также известна как « Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.


За нашим гидом алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века.


На стенах зала изображены картины с наиболее значимыми события истории монастыря.
Польский князь Владислав Опольский передает икону монахам Паулинам (1382 г.)

Вотивные предметы на стенах капеллы Девы Марии.
(различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения)

В тот момент, когда мы пришли в капеллу, там было уже много народа, шла служба.


Орган в капелле.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря.
Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

Окладов для иконы изготовлено несколько, все очень красивые и величественные, украшенные драгоценными металлами и камнями.
К сожалению, все они, кроме одного, который размещен на иконе, находятся в Сокровищнице монастыря вместе с различными подарками паломников, дарителей, верующих, где фотосъемка, даже без вспышки, строго запрещена.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Алтарь с иконой.


Служба в капелле.
Для туристов и верующих сделан специальный круговой коридорчик вокруг алтаря, проходя по которому можно помолиться, увидеть икону, обратиться к ней и не мешать проходящей службе.
Кто-то просто проходит по этому коридорчику в молитве, а кто-то на коленях.



Огромное поле со стульями -это для паломников. В праздники здесь негде упасть яблоку.
Служба ведется с балкона.

Вот такие краны с питьевой водой стоят на территории монастыря.

Вот такой ансамбль выступал недалеко от монастыря на фоне дома пилигримов - место ночлега для паломников, приезжающий надолго.

Как всегда было свободное время на покупку сувениров и погулять. В данном случае мы преобретали религиозные атрибуты, иконы, книги о монастыре.
Продолжение следует...

Ченстохова (польск. Częstochowa) – город на юге Польши в Верхней Силезии, в Силезском воеводстве, на реке Варта. Основан в XI веке, получил статус города в 1370–1377 году. Население 248032 человек (2004). Город знаменит чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери, хранящейся в Ясногорском монастыре.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за темного оттенка лика также известна как «Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX–XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает свое нынешнее название. В начале XV века на обитель напали гуситы и разграбили ее, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. В 1655 году Ясную Гору безуспешно осаждали шведы. Героическая оборона монастыря и спасение святыни вызвали большой патриотический подъем в стране, который привел к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп».

1 апреля 1656 года король Ян Казимир провозгласил во Львове Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность. В 1813 году монастырь был взят русскими войсками, настоятель Ясной Горы преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после 1917 года.Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными 6 марта по юлианскому календарю (19-го по григорианскому).В Польше традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики многих стран. Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.

Ченстоховская икона Божией Матери находится в Ясногорском монастыре . Его полное название – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogorskie). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов, приглашенных в 1382 году польским князем Владиславом Опольским в Польшу из Венгрии. Монахи основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена – храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. Информация о перенесении чудотворной иконы Девы Марии в обитель содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке, тогда же был построен и новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесен мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году, тогда были разрушены крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

Вход в Собор Святого Креста

и Рождества Богородицы

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 м. Территория монастыря занимает площадь 5 га. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками. Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы: бастион Морштынов; бастион св. Барбары (или бастион Любомирских); королевский бастион (или бастион Потоцких); бастион Св. Троицы (бастион Шанявских).

106-метровая колокольня , доминирующая над городом Ченстохова и видная с 10-километрового расстояния, была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата. Каждые 15 минут 36колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи святых. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Интерьер Собора

Сердцем Ясногорского монастыря является Капелла , в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери. Первоначальная капелла была построена еще до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. В 1929году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы , примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 м в длину, 21 м в ширину и 29 м в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692–1695годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году. Трехнефный собор – один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св.Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница (сакристия), построенная в 1651 году, находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Монастырь располагает обширной библиотекой . Среди уникальных библиотечных экземпляров 8000старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в свое время была завещана монастырю. Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

На одной стороне ручки металлического колокольчика, купленного в Ченстохове, изображен силуэт монастыря, на другой – Ченстоховская икона Божией Матери. Колокольчик можно увидеть в подразделе «Храмы, соборы».

По материалам Википедии